на высокую
ступень цивилизации и иногда - очень короткое, чтобы упасть с нее. - Главный
фактор падения какого-нибудь народа - понижение его характера. - Механизм
разложения цивилизаций до сих пор был один и тот же для всех народов. - Симптомы
упадка, представляемые некоторыми латинскими народами. - Развитие эгоизма. -
Ослабление инициативы и воли. - Понижение характера и нравственности. -
Современная молодежь.
Точно так же, как анатомические виды, и психологические виды не вечны. Условия
среды, поддерживающие постоянство их признаков, не всегда существуют. Если же
эта среда случайно изменяется, то и элементы душевного склада, поддерживаемые ее
влиянием, в конце концов подвергаются регрессивным изменениям, приводящим их к
исчезновению. По физиологическим законам, которые наблюдаются у всех существ,
для исчезновения органа требуется бесконечно меньше времени, чем нужно для его
образования. Всякий орган, остающийся без действия, теряет скоро способность
функционировать. Глаз рыб, живущих в пещерных озерах, под конец атрофируется, и
эта атрофия в конце концов становится наследственной. Даже в пределах короткой
индивидуальной жизни орган, на образование которого путем медленных
приспособлений и наследственных наклонностей требовались, может быть, тысячи
веков, очень быстро доходит до атрофии, если его перестают приводить в действие.
Душевный склад существ не может избежать этих физиологических законов. Мозговая
клеточка, которая не упражняется, в свою очередь перестает функционировать, и
психические качества, требовавшие века для своего образования, могут быть быстро
потеряны. Храбрость, инициатива, энергия, дух предприимчивости и различные
качества характера, очень медленно приобретаемые, могут изгладиться довольно
быстро, раз им не представляется больше повода упражняться. Этим объясняется тот
факт, что какому-нибудь народу всегда нужно очень долгое время, чтобы подняться
на высокую ступень культуры, и иногда очень короткое время, чтобы упасть в
пропасть вырождения.
Когда исследуешь причины, постепенно приводившие к гибели все различные
народности, о которых нам рассказывает история, будут ли это персы, римляне, или
какой-либо другой народ, то видишь, что основным фактором их падения была всегда
перемена в их душевном складе, вытекавшая из понижения их характера. Я не знаю
ни одного народа, который бы исчез вследствие понижения своих умственных
способностей.
Для всех прошедших цивилизаций механизм разложения был одинаков и притом до
такой степени, что остается только спросить себя, как это сделал один поэт, не
состоит ли в сущности история, занимающая столько книг, всего из одной страницы?
После того, как какой-нибудь народ достиг той ступени цивилизации и могущества,
когда он, уверенный в своей безопасности, начинает наслаждаться благодеяниями
мира и благосостояния, доставляемыми ему богатством, его военные доблести
постепенно теряются, излишество цивилизации развивает в нем новые потребности,
растет эгоизм. Гоняясь только за лихорадочным наслаждением быстро приобретенными
благами, граждане предоставляют ведение общественных дел государству и скоро
теряют все качества, некогда создавшие их величие. Тогда соседние варвары и
полуварвары, имея очень малые потребности и очень интенсивный идеал, совершают
нашествие на слишком цивилизованный народ, уничтожают его и на развалинах
разрушенной цивилизации образуют новую. Таким-то образом, несмотря на страшную
военную организацию римлян и персов, варвары уничтожили империю первых и арабы -
империю вторых. Впрочем, не умственного развития недоставало подвергшимся
нашествию народам. С этой точки зрения невозможно было никакое сравнение между
победителями и побежденными. Именно когда Рим уже носил в себе зародыши близкого
упадка, т.е. при первых императорах, он насчитывал больше всего художников,
литераторов и ученых. Почти все произведения, создавшие его величие, восходят к
этой эпохе его истории. Но он потерял тот основной элемент, которого никакое
умственное развитие не может заменить: характер. Нравы были испорчены, семья
разлагалась, характеры были изнежены. Под рукой абсолютной власти выродившийся
человек съеживался. Было столько ужасных притеснений, но никогда ни малейшего
протеста . Римляне древних веков имели очень слабые потребности и очень сильный
идеал. Этот идеал - величие Рима •- абсолютно господствовал над всеми душами, и
каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей