Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

на высокую

ступень цивилизации и иногда - очень короткое, чтобы упасть с нее. - Главный

фактор падения какого-нибудь народа - понижение его характера. - Механизм

разложения цивилизаций до сих пор был один и тот же для всех народов. - Симптомы

упадка, представляемые некоторыми латинскими народами. - Развитие эгоизма. -

Ослабление инициативы и воли. - Понижение характера и нравственности. -

Современная молодежь.

Точно так же, как анатомические виды, и психологические виды не вечны. Условия

среды, поддерживающие постоянство их признаков, не всегда существуют. Если же

эта среда случайно изменяется, то и элементы душевного склада, поддерживаемые ее

влиянием, в конце концов подвергаются регрессивным изменениям, приводящим их к

исчезновению. По физиологическим законам, которые наблюдаются у всех существ,

для исчезновения органа требуется бесконечно меньше времени, чем нужно для его

образования. Всякий орган, остающийся без действия, теряет скоро способность

функционировать. Глаз рыб, живущих в пещерных озерах, под конец атрофируется, и

эта атрофия в конце концов становится наследственной. Даже в пределах короткой

индивидуальной жизни орган, на образование которого путем медленных

приспособлений и наследственных наклонностей требовались, может быть, тысячи

веков, очень быстро доходит до атрофии, если его перестают приводить в действие.

Душевный склад существ не может избежать этих физиологических законов. Мозговая

клеточка, которая не упражняется, в свою очередь перестает функционировать, и

психические качества, требовавшие века для своего образования, могут быть быстро

потеряны. Храбрость, инициатива, энергия, дух предприимчивости и различные

качества характера, очень медленно приобретаемые, могут изгладиться довольно

быстро, раз им не представляется больше повода упражняться. Этим объясняется тот

факт, что какому-нибудь народу всегда нужно очень долгое время, чтобы подняться

на высокую ступень культуры, и иногда очень короткое время, чтобы упасть в

пропасть вырождения.

Когда исследуешь причины, постепенно приводившие к гибели все различные

народности, о которых нам рассказывает история, будут ли это персы, римляне, или

какой-либо другой народ, то видишь, что основным фактором их падения была всегда

перемена в их душевном складе, вытекавшая из понижения их характера. Я не знаю

ни одного народа, который бы исчез вследствие понижения своих умственных

способностей.

Для всех прошедших цивилизаций механизм разложения был одинаков и притом до

такой степени, что остается только спросить себя, как это сделал один поэт, не

состоит ли в сущности история, занимающая столько книг, всего из одной страницы?

После того, как какой-нибудь народ достиг той ступени цивилизации и могущества,

когда он, уверенный в своей безопасности, начинает наслаждаться благодеяниями

мира и благосостояния, доставляемыми ему богатством, его военные доблести

постепенно теряются, излишество цивилизации развивает в нем новые потребности,

растет эгоизм. Гоняясь только за лихорадочным наслаждением быстро приобретенными

благами, граждане предоставляют ведение общественных дел государству и скоро

теряют все качества, некогда создавшие их величие. Тогда соседние варвары и

полуварвары, имея очень малые потребности и очень интенсивный идеал, совершают

нашествие на слишком цивилизованный народ, уничтожают его и на развалинах

разрушенной цивилизации образуют новую. Таким-то образом, несмотря на страшную

военную организацию римлян и персов, варвары уничтожили империю первых и арабы -

империю вторых. Впрочем, не умственного развития недоставало подвергшимся

нашествию народам. С этой точки зрения невозможно было никакое сравнение между

победителями и побежденными. Именно когда Рим уже носил в себе зародыши близкого

упадка, т.е. при первых императорах, он насчитывал больше всего художников,

литераторов и ученых. Почти все произведения, создавшие его величие, восходят к

этой эпохе его истории. Но он потерял тот основной элемент, которого никакое

умственное развитие не может заменить: характер. Нравы были испорчены, семья

разлагалась, характеры были изнежены. Под рукой абсолютной власти выродившийся

человек съеживался. Было столько ужасных притеснений, но никогда ни малейшего

протеста . Римляне древних веков имели очень слабые потребности и очень сильный

идеал. Этот идеал - величие Рима •- абсолютно господствовал над всеми душами, и

каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей