9 классе. В конце 70-х годов наши соседи за Амуром пост-
роили новую телевизионную антенну и наши телевизоры стали ловить их
передачи. Фильмы о кунфу и мастерах цигуна потрясали воображение. В кни-
гах же говорилось о взаимосвязи всех китайских философий с боевыми ис-
кусствами. Каратэ же для меня было если не образом жизни, то ведомым к
нему. Посмотрев фильмы 'Пираты ХХ века' я сделал нун-чаки и потом схо-
дил на него еще 6 раз пока не запомнил каждое движение Тадеуша Кась-
янова и Талгата Нигматуллина, а чувства экзотичности фильма не были
притуплены накатанностью памяти. С моей легкой руки нун-чаками стали
заниматься почти все мои ровесники нашего двора и даже часть приходив-
ших в него. Я никому не отказывал ни в их производстве, ни в учительст-
ве. Лао-Цзы каким-то непонятным мне еще образом показывал путь к со-
вершенству и в нун-чаках. Он поддержал меня и в Алма-Ате, когда у меня
обострились отношения с армейцами. Тогда я встретил 2 десятка его изре-
чений в журнале 'НТТМ' в рубрике 'Лицо и мысли'. Прочитав его, я опять
задышал глубже.
Обнаружил его в себе я неожиданно на 'дне души'. Где-то внутри
груди на самом ее дне я почувствовал, что туда точно вписываются и меня
греют стихотворные формы Дао-дэ-Цзина. Само же их содержание виделось
универсальным не только для всех времен и народов но и для всех соци-
альных слоев общества. Сейчас же я обнаружил в читальном зале весь
'Дао-дэ-Цзин' в переводе Валерия Перелешина. То что было там показывало
бледной пародией мое прежнее знакомство с ним. Я растворялся в строках
и пропитывался ими насквозь. Я начал замечать, что моим соперникам при
футбольной разминке перед тренировкой было трудней меня обыгрывать
после моего чтения 'Дао-дэ-Цзина'. Моя уверенность в себе в этом случае
была непробиваемой. Бессознательные чтения стали сознательными.
Когда я читал Лао-Цзы, передо мной вставал вопрос: 'Как при отно-
шении ко всему внешнему 'Я в истине, а прочее - ничто' мудрец относит-
ся к людям, к друзьям. Особенно ранили душу строки: ' Ни небо ни земля
не знают доброты живые твари им что чучела собачьи, но также мудрец не
знает доброты и люди для него - что чучела собачьи'. В сноске под
текстом В. Перелешин указывал, правда, что под этими словами Лао-Цзы
имел в виду отсутствие лицеприятия у истинного мудреца, но меня это
мало успокаивало. Я хотел в каждом человеке видеть его самого. Но у
Лао-Цзы я нашел и еще нечто. 'Но ей ли (Истине) оскудеть вместилищу
прообразов вещей',-переводил Перелешин. 'Как крона дерева сверху (или
снизу) в разрезе представляется набором кружков разного диаметра,
скрывая полную картину явления, не так ли и видимые вещи нашего мира
являются продолжением полных вещей, полнота которых скрывается в неви-
димом нам измерении',- написано в 'Исповедимом пути'. 'Вместилище про-
образов вещей' здесь ясно перекликалось со скрывающим полноту вещей
измерением. 'Чему они нас учат?'-думал я о наших преподавателях. -Исти-
на же сжиматься учит нас'. Для меня это тем более было актуально, что
опыт одного расширения у меня уже был. Более того:'Только там, где нет
насыщенья жизнь получит толчок вперед'. После слова 'насыщенье' я подс-
тавлял слово 'информацией'. Требуемое от нас бумаготворчество при на-
писании конспектов при моей уверенности в себе, что было не голой ам-
бицией, казалось мне маразмом, которого я надеялся избежать. 'Ну, нес-
колько тезисных заметок,- делал я с собой компромиссы под нажимом пре-
подавателей перед первым своим уроком по географии.- Ну, ладно, облеку
их в таблицы'. И тем не менее, прогуляв все свободное время, я явился
на урок без единой помарки в тетради. Но что было самым печальным- упал
духом, испугавшись проверки. Победителя в этом случае даже в случае
словесной победы могло не быть. Нужно было подстраховаться.
-Нина Михайловна, я не готов,-печально сказал я ей. Но Нина Михай-
ловна Меньшикова была своим человеком.
-Ты же знаешь?
-Да!
-Марш на урок и никаких 'не могу'.
Я влетел в класс. После моих слов 'урок окончен, получившие оцен-
ку- ко мне на стол дневники' над классом поднялась теплая вол-
на:'-У-у-у!'
-Умница!-вогнала меня в краску Нина Михайловна. И я чувствовал
что так оно и есть. Рассказывая ребятам о климате в Казахстане, я расс-
казал им о трех обугленных солнцем девушках, которые, будучи в экспе-
диции и уйдя за бархан в туалет, не смогли найти дороги назад, о