стало как бы отсутствовать. Я был никем и однов-
ременно мог стать мыслью чем угодно. Отсутствие эго давало эту взмож-
ность перевоплощаться в желаемое беспрепятственно. Трехдневн
Я поступал ана-
логично. Теперь, благодаря открывшимся способностям, я был поглощен
познанием жизни. Я был потрясен открывающейся мне картиной. Сущности лю-
дей, казавшиеся мне хорошо знакомыми, оказались совсем иными. Не веря
себе, я пускал свою мысль на самоопровержение, но и обратная логика
моих умозаключений неумолимо показывала мне правильность первоначаль-
ных выводов. Сопоставляя их с научной схемой мироздания и фактами из
жизни человеческого общества и природы, щедро предоставляемыми мне
институтом, общая картина жизни землян представлялась мне не столь уж
радостной. Особенно ее перспективы. Но жизнь в настоящем текла по-любо-
му. Текли, шлифуясь и совершенствуясь, мои способности. Через месяц я
стал обнаруживать, что вычисляю настоящее, прошлое и будущее человека
с одного взгляда. Здесь была сплошная боль. За плохого я переживал, что
он плохой и сколько вреда он принесет хорошим людям. За хорошего-зная,
какая несовершенная жизнь его окружает и ожидает. Первые месяцы после
просветления я упивался той духовной свободой, какую давало мне знание
окружающего мира и людей. Моя эрудиция, благодаря автосистематизации
психики стала энциклопедической, чем я особенно не афишировал. Но и не
скупердяйничал. Со мной людям было интересно и я, чувствуя это, помогал
им и душой и делами.
Особенное удовлетворение я получил от того, что увидел, что те-
перь с Павитриным я стал общаться на равных. Мы не были друзьями в пол-
ном смысле этого слова. К окончанию школы он был выше меня на голову и
сильнее физически. И в случаях возникновения между нами отталкивающего
разногласия, как, впрочем, и в подобных случаях по отношению к другим
людям его отношение иногда особой деликатностью не отличалось. Но он
был умным и понимающим, и это понимание закоулков моей души меня к не-
му тянуло. Иногда, и довольно часто, мы сходились на целые периоды вре-
мени и жили душа в душу. Но все равно его практичность, в том числе и в
духовном плане ставила его выше меня. Теперь он становился моим цент-
ральным другом. После института, приготовив задание на дом, я шел к не-
му, и мы или слушали музыку или что-нибудь обсуждали, или шли в гости
к кому-нибудь из наших школьных друзей и знакомых. Раньше остроумный
юмор собственного производства удавался мне редко. Я был лишь тонким
его ценителем. Теперь же из меня лилось направо и налево. Скучать не
приходилось. Часто мы угарали напролет весь вечер, лишь с небольшими
передышками. Однако, будучи открытым и готовым к помощи, я не был отк-
рыт людям полностью. Та лавина знаний и раскрывшийся потенциал требова-
ли всяческого сокрытия себя от людей в полном их объеме. И я скрывал их
легко и просто. Тем не менее я был готов любому показать дорогу наверх
и себя к этому готовил.
Моим новым другом в институте стал Гарик Карапетян. Он был армя-
нином по отцу и русским по матери. Мы сошлись с ним как двое, отслужив-
ших в армии дедов, в море молодежи. Гарик был практичным и обладал цеп-
кой жизненной хваткой. Однако, в плане учебы он был заметно слабее шко-
ляров. Но я не давал ему тонуть. Он снимал квартиру в доме напротив мо-
его и мы, часто встречаясь, готовились вместе к занятиям. Гарик был
первым человеком, которому я раскрыл свой потенциал. И до этого он по-
ражался моей эрудиции и другим моим ментальным способностям. Взяв из
учебника безжизненную фразу, напичканную многоэтажными терминами, я
двумя-тремя фразами вдыхал в нее жизнь и отдавал ему. Он при виде та-
кой трансформации приходил в изумление. 'Миха, ты гений',-говорил он. На
подобные обращения я тогда почти не реагировал. Конечно они мне не нра-
вились, но я старался человека принимать целиком. Путь, который я про-
шел до своей вершины, подсказывал мне обращать внимание к индивидуаль-
ности каждого человека и криводушие -'Миха'-я тоже восприниал как ин-
дивидуальность. Таким уж был мой взгляд. Тем более, что ему способствова-
ло и самоотречение и самоотчуждение, помогшие мне подняться на ту вер-
шину. Тогда я еще не знал об отказе от пройденного.
Не менее поражался Гарик и моей незаметности на людях. Своей об-
разованностью я мог бы быть интересным собеседником любому профессору,
а способностями -незаменимым преподавателем или сотрудником любой на-
учной