более древние
фольклорные темы. Мы находим там и таинственный котел воскресения , куда в
сумерках бросали мертвых воинов, чтобы утром на заре они вышли оттуда
ожившими. Котел принадлежит великому Брану, который обладает также огромным
блюдом, на котором без конца появляется пища, какую только пожелаешь - как раз
одна из чудесных сил, приписываемых Граалю. Однако, в конце своей жизни Бран
был обезглавлен, а его голова почиталась как талисман и была перевезена в Лондон,
где за ней признали множество магических способностей, например, удобрять землю
или даже отпугивать захватчиков...
Большинство из этих тем, как мы видим, вновь возникает в романах о Граале, и
чары, припысываемые голове Брана, позже станут приписываться рыцарям Храма
своим таинственным головам-талисманам.
Многие эрудиты прошлых веков и настоящего времени, в частности Джеймс Фрэзер
в своей Золотой ветви , постарались определить языческие источники цикла
романов о Граале. Но, как кажется, никто особенно не заинтересовался странной
манерой, с которой между серединой и концом XII в. языческий миф изменился,
чтобы выкристаллизоваться и прочно утвердиться в христианском мире через чашу,
собравшую в себя кровь Христа. И поэтому нам кажется, что здесь в действительности
идет речь о процессе более тонком, чем прививка христианских преданий на древо
языческих легенд.
Во всяком случае, романов, построенных на основе темы Грааля, мистических
воспоминаниях об Иисусе очень много, и их чудеса и феерии до сих пор поражают
воображение и приводят в восторг. Действительно, начиная с 1188 г., когда
произошел разрыв между орденом Храма и Сионской Общиной, фантастический
фейерверк продолжается до того времени, которое можно расположить между 1291 г.
(датой падения франкского государства в Иерусалиме) и 1307- 1314 гг.-период, в
течение которого тамплиеры были уничтожены. Затем - полная тишина до 1407 г.,
когда в Англии за эту тему вновь берется Томас Мэлори в своем знаменитом
произведении Смерть Артура . С тех самых пор и до сегодняшнего дня Грааль не
уходит из всех западных литератур и, наверное, из всех культур, ибо под разными
обличьями он присутствует и в Англии, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в
Германии, и в Норвегии... Дошло даже до того, что во время последней войны
немцы, убежденные в его материальном существовании, решили приступить к
археологическим раскопкам на юге Франции и постараться его найти.1
Во времена Мэлори Грааль уже был чашей с тайной вечери, в которую Иосиф из
Аримафеи собрал кровь Иисуса. По некоторым рассказам, Иосиф из Аримафеи увез
ее в Англию, в Гластонбери; по другим - ее взяла с собой во Францию Магдалина,
как свидетельствуют об этом легенды IV в., намекая на ее побег из Святой Земли и
высадку на берег недалеко от Марселя, где до сих пор почитаются ее мощи. Позже
средневековая литература будет изобиловать этими темами, видя в Магдалине
женщину, которая привезла священный предмет. Наконец, в заключение вспомним
интерес, проявленный Рене Анжуйским к этой чаше, которой, по его утверждениям,
он обладал в XV в. Вернемся к Мэлори и отметим, что он отождествлял Грааль с
кубком и на этой основе выстроил чисто рыцарский роман, из которого по большей
части были исключены мистические и символические аспекты древних легенд.
Но самый древний роман, посвященный этой теме, датируется эпохой около 1188 г.;
он называется Персеваль или сказка о Граале и был написан Кретьеном де Труа,
трувером и клириком двора графов Шампанских.
О Кретьене известно мало, в основном то, что его поэтическая карьера началась при
Марии Шампанской, королеве сверхблестящего двора, богатого молодыми
дарования-
199
ми; именно ей он посвятил большую часть своих произведении, которые, впрочем, не
затрагивали тему Грааля, например, Ланселот, или Рыцарь Телеги и Ивэйн, или
рыцарь со Львом .
Только в последнем его романе появляется еще довольно туманная тема поисков
Грааля. И посвящен он не Марии Шампанской, а Филиппу Эльзасскому, графу
Фландрскому2, и в начале романа Кретьен уточняет, что написан он был специально
для Филиппа, который первым рассказал ему эту легенду. Его героя зовут
Персеваль, сын Вдовы - наименование, напомним, принадлежащее
дуалистическим и гностическим ересям, обозначавшее кого-либо из пророков, либо
самого Иисуса, и которое позже перейдет во франкмасонство.
Итак, покинув свою вдовую мать, Персеваль отправляется ко двору короля Артура.
С ним