М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

эту

надпись надо рассматривать самым серьезным образом, ибо она не могла быть

прибита в насмешку, как это часто думают. Впрочем, о ней упоминают все четыре

Евангелия, и в силу того, что она подразумевает в этот решающий момент в жизни

Иисуса, она не могла быть придумана впоследствии.

В Евангелии от Марка, допросив Иисуса, Пилат, спрашивает у верховных

священников: Что же хотите, чтобы я сделал с тем, которого вы называете Царем

Иудейским? (Марк, XV, 12). Итак, некоторые евреи говорят об Иисусе, как о своем

царе, и Пилат, со своей стороны, в Евангелиях не кажется противящимся этому. В

его отношении не видно ни малейшего следа иронии или сарказма; как раз наоборот,

по Иоанну, мы видим, что он допрашивает и выслушивает Иисуса самым серьезным

образом, несмотря на протесты его окружения. Что же касается ответа Иисуса на

вопрос: Ты Царь Иудейский? , то он одинаков во всех четырех текстах: Ты

говоришь... , то есть: ты сам это сказал; это подразумевает, что Пилат признал его и

его права на царский титул.

Важно отметить еще раз, что Евангелия были написаны во время после бунта 68-74

гг.- в период, когда Иудея перестала существовать как политическая и

общественная реальность. Они были предназначены для греко-римской публики и в

этой связи должны были соответствовать определенным требованиям, как мы это

видели выше. Рим вел против евреев дорогостоящую войну, она увенчалась победой,

и для авторов четырех книг было более разумным подогнать рассказ под требования

момента. Так же было и для Иисуса; долгое время бывшее скрытым возбуждение в

Иудее переросло в настоящее восстание, и лучше было бы стереть с этого образа

размеры политического бунтаря, неспособного благосклонно принимать

существующую власть. Таким образом, элементарной осторожностью было свести до

минимума ответственность римлян за суд и казнь Иисуса и представить их как

можно более чуждыми этим событиям. Так, Пилат представлен терпимым,

примирительным и не очень склонным высказаться за поспешную казнь18. Тем не

менее, несмотря на многочисленные свободы, взятые по необходимости по

отношению к действительной Истории авторами Евангелий, может быть, можно

определить истинную позицию Рима в этом эпизоде?

Согласно Евангелиям, Иисус сначала был приговорен синедрионом, или Советом

Старейшин, который затем привел его к Пилату, заставляя прокурора выступить

против него.

246

Действительно, у трех синоптиков Иисус был арестован и приговорен синедрионом в

ночь накануне Пасхи, тогда как по еврейским законам синедриону было

категорически запрещено собираться во время Пасхи19. В Евангелиях арест и суд

над Иисусом происходит ночью, в синедрионе, но еврейский закон равно запрещал

собираться синедриону после наступления дня в частных домах или других местах за

стеной Храма. Наконец, в Евангелиях синедрион не кажется облеченным властью

выносить смертные приговоры, и именно , по этой причине он отвел Иисуса к

Пилату; синедрион же < вполне мог приговаривать к побитию камнями. Если бы

Совет Старейшин действительно хотел лишить Иисуса жизни,

-то он сам по себе приговорил бы его именно к этой казни, не имея при этом нужды

испрашивать разрешения Пилата.

Много раз различные авторы евангельских рассказов пытаются переложить

ответственность За эти события с римлян на евреев, а именно: эпизод с Пилатом,

предлагающим толпе освободить одного узника на ее выбор, как это часто делалось

по обычаю во время праздника Пасхи, говорят нам Марк и Матфей. Но на самом

деле эта версия совершенно ошибочна20, и многие ученые сегодня пришли к

соглашению и признали, что римляне никогда не проводили такую политику.

Предложение римского прокуратора - Иисус или

Варрава? - есть чистая фикция, как чистой фикцией является

его нежелание выносить смертный приговор Иисусу и его вынужденное подчинение

пожеланию толпы. В действительности было совершенно немыслимым для

представителя римских законов, а в особенности для такого жестокого человека, как

Понтий Пилат, склониться перед капризом народа, и еще менее того - спрашивать

его мнение. И мы повторяем, что цель этой басни состояла в том, чтобы освободить

римлян от ответственности, переложить ее на евреев и сделать, из Иисуса

персонаж, способный понравиться будущим читателям четырех Евангелий.

Вполне возможно, что не все евреи были абсолютно невиновны во всем этом, и,

кроме того, даже если они боялись угрозы этого царя-священника, претендующего на

трон своих предков, то