бы то ни было, теперь он становится
чем-то вроде императора Западной Европы, патриархом германских государств на
Западе, царствуя, но не управляя, над всеми народами и королями10.
Этот пакт, подписанный Хлодвигом и римской Церковью, оказался чреват
тяжелыми последствиями для христианского мира VI в. и последующих веков.
Действительно, крещение короля франков знаменовало рождение новой римской
империи, христианской империи, основанной на самой церкви и управляемой
королями-Меровингами. Теперь между духовной властью и светским государством
существовала нерасторжи-
172
мая связь, ибо одно приносило клятву верности другому, и оба были связаны друг с
другом навсегда. Договор был скреплен церемонией - крещением Хлодвига св.
Ремигием, который произнес на латыни знаменитые слова:
Mitis depone colla, Sicamber, adora quod incendisti, incendi quod adorasti .
( Покорно склони выю, сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал )'.
Вспомним, ибо это часто забывают, что это крещение никоим образом не было
коронацией. В самом деле, Церковь и не должна была объявлять Хлодвига королем,
так как он уже был им, и ей ничего больше не оставалось, как признать его таковым.
Таким образом, она официально связывала себя не с одним Хлодвигом, а с его
последователями, не с отдельной личностью, а с династией. В этом смысле пакт по
всем пунктам походил на связь Бога из Ветхого Завета с царем Давидом. Конечно,
его можно было изменить - как в случае с Соломоном,- но его нельзя было ни
отменить, ни порвать, ни предать. Этого Меровинги никогда не должны были
забывать.
До конца своей жизни Хлодвиг старался свято исполнять надежды и честолюбивые
замыслы, питаемые Римом на его счет. С сознанием и энергичностью, достойными
восхищения, он силой оружия насаждал веру - предмет его договора; будучи
официально одобренным и духовно поддерживаемым Церковью, он на юге и на
востоке расширил границы своего королевства, которое занимало теперь большую
часть Франции и значительную часть Германии.
Самыми коварными из его соперников были исповедующие арианство вестготы, чья
империя простиралась от Северных Пиренеев до Тулузы; Хлодвиг начал против них
ужасные штурмы и окончательно победил их в 507 г. в битве при Вуйе. После этого
Тулуза и Аквитания не замедлили пасть перед ним, как, впрочем, и все остальные
вражеские земли, чьи правители еще до прихода франкских войск сложили оружие.
От Тулузы вестготы отступили к Каркассону, затем, будучи изгнанными из этой
цитадели, они основали свою столицу и последний бастион в Разесе, в графстве Редэ,
который сегодня зовется деревней Ренн-ле-Шато.
Дагоберт II.
После смерти Хлодвига в 511 г. созданная им империя была, согласно меровингскому
обычаю, разделена среди четырех его сыновей. И в течение более ста лет
меровингская
Точный перевод фразы, которую часто неправильно толковали. (Прим. авторов).
173
династия царствовала в многочисленных разрозненных королевствах. Но так как
они большую часть времени вели войны и больше запутывались в вопросах
наследования, то с годами их права стали давать повод ко все возрастающим
беспорядкам. Власть, так хорошо централизованная Хлодвигом, все больше и больше
ослаблялась и медленно приходила в упадок. Всякого рода смуты, интриги,
похищения и убийства и плюс к этому хронический беспорядок мало-помалу
докатились до самых отдаленных уголков франкского королевства.
Однако в самом центре этого хаоса родилась и быстро росла новая верховная власть,
образец силы и равновесия, которые обеспечивали не официальные правители, а
майор-домы, о которых мы говорили выше. В силу сложившихся обстоятельств, эти
последние действительно умножали свою власть и даже внесли большой вклад в
падение монархии.
Лишенные власти, безвольные последние Меровинги стали знаменитыми
королями-бездельниками - таким презрительным прозвищем заклеймила этих
слабых и снисходительных монархов История; они были изнеженными, и ими легко
манипулировали алчные и подлые советники, правившие вместо них.
Но давайте не будем относиться к ним слишком сурово. Если на самом деле анархия
в меровингском королевстве толкала к трону юных принцев, которые самым
жалким образом уступали давлению своего окружения, то другие, более зрелые,
представлялись настоящими правителями. Именно таков был случай Дагоберта II,
жизнь которого с самого начала похожа на одну из многочисленных средневековых
легенд или на волшебную сказку. Однако описанные