и воскресающих богов, которые населяли в то время страны и сознания.
Это было также основной причиной того, что была провозглашена доктрина о его
рождении от девственницы, причина праздника Пасхи, праздника смерти и
воскресения, которые совпадали с ритуальными праздниками весны и вечного
обновления из других современных ему культов и таинств.
Но в той мере, в которой надо было продвигать миф о боге , его земная семья, его
политические и династические
256
амбиции оказывались лишними, ибо, привязанные к эпохе и специфической
личности, они стесняли его притязания на универсальность. Поэтому-то их
систематически исключали из биографии Иисуса, также как и все намеки на зелотов
и ессеев, потому что было бы очень затруднительно смешивать бога с грязными
подробностями заговора, сверх того-обреченного на провал. Таким образом, в
Евангелиях остались те тексты, которые нам известны сегодня, рассказы суровой,
магической простоты, описывающие события, случайно происшедшие в Палестине в
I в., занятой римлянами, но, в общем-то, в том вечном настоящем, свойственном
любому мифу.
В то время как миссия начинала свой путь, семья и ученики Иисуса шли своим.
Обвинив Иродов в том, что они уничтожили вместе с архивами, касающимися
знатных еврейских семей, все доказательства их прав на трон, они эмигрировали по
всему миру в III в., рассказывает Юлий Африканий, и увезли с собой несколько
документов, избегнувших уничтожения в 66-74 гг.1
Но эта семья могла быстро стать неудобной, даже опасной для мифа. Действительно,
будучи свидетельницей исторической картины, которая служила ей основой, она
рисковала подвергнуть этот миф сомнению, бросить на него тень недоверия, и,
таким образом, серьезно скомпрометировать его будущее распространение. Поэтому
очень скоро христианство постаралось стереть из своего прошлого все следы этой
семьи, этого потомства и их честолюбивых намерений; оно также постаралось
уничтожить по мере возможности саму семью. Этим объясняется ее молчание и ее
существование в подполье, нетерпимость первых отцов Церкви к малейшему
отклонению от ортодоксального пути, который они пытались навязать, и, быть
может, один из корней антисемитизма. Признавая римлян невиновными, а
виновными - евреев, адепты миссии и распространители мифа достигали двух
целей: они приспосабливали миссию к римской публике и компрометировали семью
Иисуса, которая была еврейской. Спровоцированный таким образом антисемитизм,
кроме того, послужил бы еще лучше их интересам, ибо, если семья нашла приют в
еврейской общине империи, то, быть может, благодаря ловко поведенному
народному движению, можно было добиться молчания стесняющих свидетелей.
Льстя таким образом римской аудитории, обожествляя Иисуса и используя евреев в
качестве козлов отпущения, зародыши христианской ортодоксии имели все шансы,
чтобы встретить благодатную почву, затем развиться и укрепиться в течение II в.
Многие помогли этой эволюции,
9-14
257
среди них на первом месте находится Иреней, епископ Лионский, около 180 г.
Еще более, чем первые отцы Церкви, Иреней внес большой вклад в то, чтобы
придать юной христианской религии стабильную форму. Его объемистое
Опровержение фальшивой теологии, Libnos Adversus Haereses' с жаром осуждает и
обвиняет все отклонения от ортодоксии, известные издавна еретические течения; их
различию, их преступлениям и их заблуждениям он противопоставляет единство,
истинность и превосходство христианской Церкви, единственной достойной
преданности , единственной, способной даровать спасение, и вне которой
существуют только еретики, достойные самой худшей кары.
Теория гностиков была в глазах Иренея одной из самых злых форм отклонения,
облаченных в христианскую доктрину. Основывающаяся на личном опыте и на
личной связи с Богом, она сводила к минимуму роль священников и епископов и
мешала образованию настоящего единения. Епископ Лионский стремился разрушить
гностицизм, отвергая личное общение с Богом в пользу коллективной веры, ставшей
бесспорной, благодаря установлению определенных и окончательных догм. Так
родились теологическая система и совокупность основных принципов, составленных
таким образом, что они не оставляли места личной инициативе. Ей Иреней
противопоставлял единственную католическую , то есть универсальную, Церковь,
основанную, с одной стороны, на апостольских преданиях, а с другой - на Писании.
Но раньше ему нужно было определить и раз и навсегда зафиксировать