смерти на кресте, благодаря
ловкой подмене.
Я умер только с виду,-говорит в этом тексте здравствующий Иисус,- это другой
был на мрем месте и выпил желчь и уксус. Они побили меня тростником, но крест
на своих плечах нес другой, Симон. На другого надели терновый венец... А я лишь
улыбался их неведению22 .
В текстах Наг Хаммади в ярком свете предстают и другие уточняющие детали, не
существующие в официальных Евангелиях; таковы некоторые признаки
разногласия между Петром и Магдалеянкой, будущее проявление раскола между
адептами миссии и защитниками потомства Иисуса: Сестра моя,-действительно
читаем мы в Евангелии от Марии,-
272
мы знаем, что Спаситель любил тебя больше, чем других женщин. Передай нам его
слова, которые ты помнишь, которые ты слышала и которых мы не знаем23 . Но
дальше ученик вопрошает, не скрывая на этот раз своего возмущения: Должны ли
мы все слушать ее? Действительно ли он предпочитал ее нам? Может ли быть,
чтобы в наше отсутствие он говорил с женщиной, вместо того, чтобы открыто
поговорить с нами24? - Я верю этому,- отвечает тогда Петру другой ученик,-
ибо Спаситель знал ее лучше, чем кого-либо, и поэтому он любил ее больше, чем^
нас25 .
Впрочем, многочисленные отрывки Евангелия от Филиппа, кажется, проясняют
нам причину этого несогласия между Петром и Марией из Магдалы, которое
удивительно похоже на ревность. Во-первых, намек на свадебную комнату, в
котором любой не преминет увидеть символический образ; но еще лучше эти
определенно ясные строки: Их было трое, идущих всегда вместе с Иисусом; его
мать Мария, его сестра и Магдалеянка, та, которую называли его подругой27 .
Подруга? Или же это слово надо перевести как супруга 28? В самом деле, Филипп
не оставляет на этот счет никаких сомнений, когда он недвусмысленно передает
поведение Иисуса по отношению к ней:
Подругой Спасителя была Мария из Магдалы. Христос любил ее больше, чем всех
своих учеников, и часто целовал ее в губы. Другие ученики,-уточняет он,-
обижались на это, не пытаясь даже скрыть свое неодобрение, и спрашивали Иисуса:
Почему ты любишь ее больше, чем любого из нас? А Спаситель отвечал в свою
очередь: Почему бы мне не любить ее больше, чем вас ?
Не лишены интереса и различные комментарии по этому поводу в Евангелии от
Филиппа: - Нельзя отрицать плоть и любовь. Если вы боитесь их, вы станете их
рабом, но если вы ими злоупотребляете, они поглотят вас и парализуют
целиком30.- И еще: - Велико таинство брака, ибо без него мир не существовал бы.
Существование мира зависит от человека, а существование человека - от
брака31.- Наконец, далее: - Есть Сын человека и есть сын Сына человека.
Господь есть Сын человеческий, а сын Сына человеческого есть тот, кто создан
через Сына человеческого32 .
14. Династия Грааль.
Так, благодаря рукописям Наг Хаммади, возможность существования прямого
потомства от Иисуса становилась правдоподобной. Действительно, с какой стати
сомневаться в сви-
273
детельстве, гностическом , конечно, но не менее достоверном и не менее
достойном веры в него, чем тексты Нового Завета? По какой причине нужно
отбросить сразу такую версию, даже спорную, как подмена на кресте, несогласие
между Петром и Магдалеянкой, свадьба Иисуса и рождение сына Сына
человеческого ? Тем не менее, пусть все нас хорошо поймут. Еще раз повторим, что
наш рассказ прежде всего основывается на историческом, а вовсе не на
богословском уровне. Ибо История во времена Иисуса была такой же сложной,
каковой она является и сегодня, и подвергается самым различным толкованиям.
Как мы предположили ранее, конфликт между Петром и Марией из Магдалы,
упомянутый в рукописях Наг Хаммади, вполне вероятно, был отражением того,
который противопоставил тогда адептов миссии потомству Иисуса. Первые, а не
вторые должны были выйти из него победителями, и ход западной цивилизации
оказался из-за этого измененным. Действительно, слово будет блистать и поставит
отметку маслом на той части человечества, где, мало-помалу, монополия на чтение
и обучение письму будет принадлежать им, не оставляя никаких следов семьи
Иисуса и впоследствии - никакой возможности установить хотя бы малейшую связь
между ней и меровингской династией.
Победа не была легкой для защитников миссии Иисуса, потому что ереси
продолжали быстро распространяться и после II в., несмотря на все усилия,
принимаемые Иренеем в богословской области и Константином в области
политической, чтобы упрочить