М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

смерти на кресте, благодаря

ловкой подмене.

Я умер только с виду,-говорит в этом тексте здравствующий Иисус,- это другой

был на мрем месте и выпил желчь и уксус. Они побили меня тростником, но крест

на своих плечах нес другой, Симон. На другого надели терновый венец... А я лишь

улыбался их неведению22 .

В текстах Наг Хаммади в ярком свете предстают и другие уточняющие детали, не

существующие в официальных Евангелиях; таковы некоторые признаки

разногласия между Петром и Магдалеянкой, будущее проявление раскола между

адептами миссии и защитниками потомства Иисуса: Сестра моя,-действительно

читаем мы в Евангелии от Марии,-

272

мы знаем, что Спаситель любил тебя больше, чем других женщин. Передай нам его

слова, которые ты помнишь, которые ты слышала и которых мы не знаем23 . Но

дальше ученик вопрошает, не скрывая на этот раз своего возмущения: Должны ли

мы все слушать ее? Действительно ли он предпочитал ее нам? Может ли быть,

чтобы в наше отсутствие он говорил с женщиной, вместо того, чтобы открыто

поговорить с нами24? - Я верю этому,- отвечает тогда Петру другой ученик,-

ибо Спаситель знал ее лучше, чем кого-либо, и поэтому он любил ее больше, чем^

нас25 .

Впрочем, многочисленные отрывки Евангелия от Филиппа, кажется, проясняют

нам причину этого несогласия между Петром и Марией из Магдалы, которое

удивительно похоже на ревность. Во-первых, намек на свадебную комнату, в

котором любой не преминет увидеть символический образ; но еще лучше эти

определенно ясные строки: Их было трое, идущих всегда вместе с Иисусом; его

мать Мария, его сестра и Магдалеянка, та, которую называли его подругой27 .

Подруга? Или же это слово надо перевести как супруга 28? В самом деле, Филипп

не оставляет на этот счет никаких сомнений, когда он недвусмысленно передает

поведение Иисуса по отношению к ней:

Подругой Спасителя была Мария из Магдалы. Христос любил ее больше, чем всех

своих учеников, и часто целовал ее в губы. Другие ученики,-уточняет он,-

обижались на это, не пытаясь даже скрыть свое неодобрение, и спрашивали Иисуса:

Почему ты любишь ее больше, чем любого из нас? А Спаситель отвечал в свою

очередь: Почему бы мне не любить ее больше, чем вас ?

Не лишены интереса и различные комментарии по этому поводу в Евангелии от

Филиппа: - Нельзя отрицать плоть и любовь. Если вы боитесь их, вы станете их

рабом, но если вы ими злоупотребляете, они поглотят вас и парализуют

целиком30.- И еще: - Велико таинство брака, ибо без него мир не существовал бы.

Существование мира зависит от человека, а существование человека - от

брака31.- Наконец, далее: - Есть Сын человека и есть сын Сына человека.

Господь есть Сын человеческий, а сын Сына человеческого есть тот, кто создан

через Сына человеческого32 .

14. Династия Грааль.

Так, благодаря рукописям Наг Хаммади, возможность существования прямого

потомства от Иисуса становилась правдоподобной. Действительно, с какой стати

сомневаться в сви-

273

детельстве, гностическом , конечно, но не менее достоверном и не менее

достойном веры в него, чем тексты Нового Завета? По какой причине нужно

отбросить сразу такую версию, даже спорную, как подмена на кресте, несогласие

между Петром и Магдалеянкой, свадьба Иисуса и рождение сына Сына

человеческого ? Тем не менее, пусть все нас хорошо поймут. Еще раз повторим, что

наш рассказ прежде всего основывается на историческом, а вовсе не на

богословском уровне. Ибо История во времена Иисуса была такой же сложной,

каковой она является и сегодня, и подвергается самым различным толкованиям.

Как мы предположили ранее, конфликт между Петром и Марией из Магдалы,

упомянутый в рукописях Наг Хаммади, вполне вероятно, был отражением того,

который противопоставил тогда адептов миссии потомству Иисуса. Первые, а не

вторые должны были выйти из него победителями, и ход западной цивилизации

оказался из-за этого измененным. Действительно, слово будет блистать и поставит

отметку маслом на той части человечества, где, мало-помалу, монополия на чтение

и обучение письму будет принадлежать им, не оставляя никаких следов семьи

Иисуса и впоследствии - никакой возможности установить хотя бы малейшую связь

между ней и меровингской династией.

Победа не была легкой для защитников миссии Иисуса, потому что ереси

продолжали быстро распространяться и после II в., несмотря на все усилия,

принимаемые Иренеем в богословской области и Константином в области

политической, чтобы упрочить