- эти фигурки иные ученые
считают выражением мужского эротизма, своего рода древней аналогией журналу
'Плейбой'. Для других же они всего лишь культовые предметы, которые
использовались в примитивных и, по всей видимости, непристойных обрядах
плодородия.
В чем, однако, подлинный смысл этих древних скульптур? Можем ли мы в
самом деле отмахнуться от них как от 'продуктов греховного мужского
воображения'? ' Подходит ли вообще имя 'Венера' к этим широкобедрым, нередко
беременным, грубо стилизованным и часто безлицым фигуркам? А, может быть,
эти древние статуэтки рассказывают нам нечто важное и о нас самих, и о том,
как некогда женщины вместе с мужчинами поклонялись жизнетворящим силам
Вселенной?
Палеолит
Наряду с наскальными рисунками, пещерными святилищами и захоронениями
женские фигурки являются важными источниками информации о духовном мире
людей палеолита. Они подчеркивают благоговейный страх наших предков как
перед тайной жизни, так и перед тайной смерти. Они показывают, что еще на
очень ранних этапах человеческой истории воля человека к жизни выражалась и
утверждала себя в многообразии ритуалов и мифов, которые принято связывать
со все еще распространенной верой в то, что мертвые могут вернуться к жизни
через новое рождение.
'В столь большом пещерном святилище, как Труа Фрер, Нио, Фон де Гом или
Ласко, - пишет историк религии Э. О. Джеймс, - церемонии должны были
представлять собой организованную общиной попытку взять под контроль
природные силы и процессы с помощью сверхъестественных средств ради
всеобщего блага. Священная традиция, будь она связана с добычей пищи, тайной
рождения и воспроизводства и смерти, возникала и действовала, по-видимому, в
ответ на желание жить и сейчас и в будущем'.
Свидетельства подобной связи женского начала с силой, дарующей жизнь,
мы можем обнаружить в палеолитических захоронениях. К примеру, в гроте
Кро-Маньон в Лез Эйзи, Франция (где в 1868 году впервые удалось найти
костные останки наших предков эпохи верхнего палеолита), вокруг трупов и на
них были аккуратно разложены раковины каури. Эти раковины, имеющие форму
того, что Джеймс изящно именует 'вратами, через которые дитя входит в мир',
очевидно связаны с определенным типом древнейшего почитания женского
божества. Как пишет Джеймс, эти каури были символом жизнетворения, так же
как красная охра, которая и в более поздней традиции воспринималась как
имитация и жизнетворения, и женской менструальной крови.
Кажется,что на первый план выступает связь женщины с дарением жизни и
ее продолжением. Но и смерть, точнее, воскресение, также оказывается
центральной религиозной темой. Как ритуал размещения имеющих форму влагалища
раковин каури вокруг мертвых и на них, так и практика покрытия мертвого тела
и раковин (или только раковин) красной охрой (символизирующей живительную
силу крови) являются частью погребального обряда, в результате которого
ушедшие должны, заново родившись, вернуться. Еще точнее, как замечает
Джеймс, они 'указывают на похоронные ритуалы в основе ритуала жизнетворения,
тесно связанного с женскими фигурками и другими символами культа Богини'.
Помимо археологических данных о погребальных обрядах палеолита,
известны также свидетельства обрядов, стимулирующих плодовитость животных и
растений, которые обеспечивали наших предков всем необходимым. Например, на
мягком глиняном полу в штольне неприступной пещеры Тюк д' Одубер в Арьеже
под настенным изображением двух бизонов (самец преследует самку) имеются
отпечатки человеческих ног, сделанные, по мнению ученых, во время ритуальных
танцев. Другой пример - один из ритуалов в пещере Когул в Каталонии -
изображает женщин, возможно жриц, танцующих вокруг обнаженной мужской фигуры
поменьше, и эта сцена, по-видимому, тоже является религиозной церемонией.
Все эти пещерные святилища, фигурки, захоронения и церемонии связаны с