аргументом в пользу историчности Христа являются его
феминистские и гиланические мысли и поступки. Ибо, как мы видели, системе
нужны были новые боги и герои, которые бы утверждали, а не отрицали
андрократические ценности.
Таким образом, непонятно, зачем стали бы придумывать персонаж, который
бы, как читаем в Евангелии от Иоанна (4:7-27), нарушал андрократические
обычаи своего времени, открыто разговаривая с женщинами. Персонаж, чьи
ученики дивились тому, что он говорит с женщиной, да еще так долго. Который
восстал против традиционного обычая забивать камнями до смерти женщину,
виновную, по мнению ее повелителей-мужчин, в связи с мужчиной, который не
был ее хозяином.
Иисус включает женщин в число своих слушателей (Лк. 10:38-42) и даже
призывает их активно участвовать в общественной жизни. Он ставит активную
Марию в пример ее сестре - домоседке Марте. А во всех Евангелиях мы читаем о
Марии Магдалине и о том, как Иисус к ней - к проститутке - относился с
уважением и нежностью.
Еще удивительнее, что именно к Марии первой является воскресший
Христос. Именно Мария Магдалина сторожит его могилу, рыдая в склепе. Именно
ей является Иисус в видении, прежде чем своим двенадцати апостолам. И именно
Марии Магдалине Иисус велит рассказать остальным о своем скором пришествии.
Неудивительно поэтому, что в свое время учение Христа обладало - как
обладает и по сей день - большой притягательностью для женщин. Хотя историки
христианства об этом редко упоминают, но даже в Новом Завете мы обнаруживаем
женщин - христианских подвижниц. Например, ученица Христа Тавифа, что значит
'серна' (Деян. 9 : 36), никогда не включавшаяся в хорошо известную
традиционную дюжину апостолов. Апостол Павел почтительно приветствует Юнию,
апостола-женщину, прежде него присоединившуюся к Христу. 'Приветствуйте
Мариам, которая много трудилась для нас, - читаем мы в Послании к
Римлянам (16:6-7).- Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и
узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще
уверовавших во Христа'.
Некоторые ученые считают, что новозаветное Послание к евреям вполне
могло быть написано женщиной по имени Прискилла, женой Акилы. Она называется
в Новом Завете 'сотрудницей' Павла, и ее имя обычно ставится впереди имени
ее мужа. И, как указывает историк-теолог Констанс Парви, в Деяниях Апостолов
(2 :17) однозначно признается, что и женщины могут быть пророками. '...Излию
от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери
ваши...'
Итак, несмотря на сильный социальный гнет, женщины играли ведущие роли
в первых христианских общинах. И, как указывает теолог Элизабет Шусслер
Фьоренза, это подтверждается и многочисленными упоминаниями о встречах
первых христиан, происходивших в домах женщин. Например, в Первом Послании к
Коринфянам (1 : 11) читаем о церкви в доме Хлои. В Деяниях (16:14, 15, 40)
упоминается торговка Лидия, помогавшая утверждать церковь в Филиппинах.
Мария Магдалина... Ее презирают как проститутку, женщину, нарушившую
основной закон андрократии. требовавшей от нее быть сексуальной
собственностью своего мужа или хозяина. Однако она явно играет важную роль в
раннехристианском движении. Как мы видим, существуют убедительные
свидетельства, что Мария Магдалина возглавила христианское движение после
смерти Христа. В некоем запрещенном документе изображается, как она
сопротивлялась насаждению в некоторых сектах иерархического порядка, с
которым боролся Христос; подобный документ едва ли мог быть включен в Новый
Завет, который составляли главы этих сект.
Андрократическое мышление не в состоянии смириться с тем, что Христос
был вовлечен в гиланическую контрреволюцию. Перефразируя пословицу, легче
верблюду пролезть через игольное ушко, чем фундаменталисту усвоить такое
представление. Чего ради Иисус стал заботиться о том, чтобы поднять роль
женщин, 'женских' ценностей? Христос должен был бы заниматься важными