Изображения бычьих рогов были обнаружены и в жилищах и
святилищах Чатал-Хююка, где они образовывали жертвенник под изображением
Богини. Сам бык здесь обозначает высшую власть Богини. Это символ мужского
начала, но и он, как все прочее, исходит из всерождающего божественного лона
- что графически запечатлено в Чатал-Хююкском святилище, где Богиня рожает
бычка.
Даже неолитический образ Богини в двух ипостасях - как, например.
Богини-близнецы из Чатал-Хююка-дошел до исторических времен, воплотившись,
скажем, в классических греческих образах Деметры и Коры, Матери и Девы,
символизирующих цикличное возрождение природы. В самом деле, дети Богини
неразрывно связаны с темами рождения, смерти и воскресения. Ее дочь в Греции
классического периода стала Корой, или Персефоной. А ее сын-любовник (супруг
в исторические времена) возникал под такими именами, как Адонис, Таммуз,
Аттис и, наконец, Иисус Христос.
Эта, на первый взгляд, удивительная преемственность религиозной
символики станет понятнее, если мы вспомним, что и в неолите-энеолите
Древней Европы, и в минойско-микенском Бронзовом веке поклонение Великой
Богине было важнейшей чертой жизни, В анатолийском поселении Чатал-Хююк
культ Богини пронизывает все стороны бытия. Например, из 139 помещений,
раскопанных в 1961-1963 гг., 40 служили святилищами. То же можно наблюдать в
Европе, а позднее на острове Крит, где, как пишет М. Гимбу-тас, 'святилища
того или иного рода столь многочисленны, что можно предположить - не только
каждый дворец, но и каждый частный дом использовался в подобных целях...'
При таком количестве алтарей, священных символов вроде бычьих рогов и
двойного топора Кносский дворец должен был походить на храм, На каждом шагу
колонны и символы напоминают о присутствии Великой Богини'.
Сказать, что люди, поклонявшиеся Богине, были религиозны, значило бы
ничего не сказать, ибо тогда не было разделения на светское и священное. Как
указывают историки религии, в доисторические, а во многом и в исторические
времена религия была жизнью, а жизнь - религией.
Одной из причин того, что это обстоятельство недооценивалось, является
традиционный взгляд многих ученых на почитание Богини как на 'культ
плодородия', а на саму Богиню - как на 'Мать-землю'. Однако, хотя
плодовитость женщин и земли была и остается необходимым условием выживания
рода человеческого, свести верования древних к этому было бы упрощением -
все равно, что, скажем, определить христианство как культ смерти, поскольку
центральным образом его искусства является Распятие.
Религия неолита, подобно современным религиозным и светским идеологиям,
выражала мировоззрение людей своего времени. О том, насколько оно отличалось
от нашего, мы можем узнать, сравнивая религиозные пантеоны неолита и
христианства. В неолите главой святого семейства была женщина - Великая
Мать, Царица небесная или Богиня в различных ипостасях. Ее супруг, брат
и/или сын были также божественны. Наоборот, главой христианского святого
семейства был всемогущий Отец. Вторая мужская фигура пантеона - Иисус
Христос - является другой ипостасью Бога-главы. И хотя Отец и Сын бессмертны
и божественны, Мария, единственная женщина в этом религиозном слепке с
патриархальной семьи, просто смертная, то есть, как и ее земные сородичи,
стоит ступенью ниже.
Религии, в которых самым могущественным или единственным божеством
является мужчина, отражают такой общественный порядок, в котором родословная
патрилинейна (прослеживается по отцу) и домицилий патрилокален (жена уходит
жить в семью или клан мужа). И, наоборот, религии, в которых самым
могущественным или единственным божеством является женщина, отражают такой
общественный порядок, в котором родословная матрилинейна (прослеживается по
матери) и домицилий матрилокален (муж идет жить в семью или в клан жены).
Более того, иерархическая общественная структура с мужским господством и