взгляд, он несет
фонетическую нагрузку, которая произошла от идеограммы. 'М', - по-видимому,
идеограмма воды, как и в древнеегипетском языке, - вероятно, обладала
фонетической нагрузкой с древнейших времен, по крайней мере, с VI
тысячелетия до н. э..
Изучая символы и знаки, появлявшиеся сначала на фигурках, а позднее во
все большем количестве, - на керамических сосудах, печатях, дисках и бляхах,
Гимбутас пыталась установить их значение по ассоциации. Она предположила, к
примеру, что знак 'V' может обозначать Богиню в облике птицы и что предметы,
помеченные этим знаком, имеют отношение к соответствующему культу. Далее она
отмечает, что, когда позднее знаки стали выстраиваться в ряды, повторяющиеся
сцепления 'V' (а также 'М', 'X' и 'У'), возможно, означали клятвы, молитвы
или посвящения даров Богине.
Гимбутас также отмечает 'несомненное сходство древнеевропейских 'букв'
со знаками линейного письма А, кипрско-минойского и классического кипрского
шрифтов. Это наводит на мысль о том, что линейное письмо А, древнейший и до
сих пор не расшифрованный шрифт минойского Крита, произошел от
сохранившегося неолитического знакового письма, а не был заимствован
критянами (как до сих пор считалось) у народов Малой Азии и Египта, с
которыми они вели торговлю.
Новый взгляд на прошлое
Вся эта информация об утерянном прошлом неизбежно ведет к конфликту
между старым и новым в нашем мышлении. Старый взгляд: в основе древнейших
родственных (а затем и экономических) отношении - мужчины, охотящиеся и
убивающие. Новый взгляд: начала общественной организации заложили матери и
их дети, делящиеся друг с другом. Старая концепция рассматривала первобытные
времена, как историю 'мужчины - охотника - воина'. Новое видение считает и
мужчин, и женщин равноправными существами, использующими свои уникальные
человеческие возможности для поддержания и приумножения жизни.
Воинственный троглодит волочет за волосы женщину - подобная сцена
совершенно не характерна для большинства существующих в наше время
первобытных племен; так и в древности. Оказывается, что доисторические
времена палеолита были удивительно мирным периодом. И точно так же, как
Генрих и София Шлиман доказали в свое время, что город Троя не выдуман
Гомером, а действительно существовал, новые археологические находки
подтверждают легенды о той эпохе, когда бог-мужчина еще не повелел женщине
быть покорной мужчине, когда человечество жило в мире и достатке.
В общем, новое видение культурной эволюции открывает нам, что мы вовсе
не обречены вечно подчиняться мужскому господству, мужскому насилию и
самовластию, а мир невоинственный и равноправный - не утопическая мечта, но
реально возможное будущее.
Однако в наследство от цивилизации Богини мы получили не только тоску
по временам, когда 'древо жизни' и 'древо познания' считались еще дарами
Матери-Природы, данными и мужчинам, и женщинам. И не только горькую мысль о
том, что было бы, если б человечество взрослело, не расставаясь с этими
дарами. Как мы видели, главное, что досталось нам от древнейших времен, -
фундаментальные технологии, на основе которых и выросла вся позднейшая
цивилизация.
Конечно, эти общества вовсе не были идеальными, утопическими, хотя
внесли огромный вклад в человеческую культуру и оставили по себе добрую
память как о лучших, более безмятежных временах. Важно подчеркнуть, что
мирное общество еще не означает отсутствия всякого насилия вообще, ведь там
жили люди из плоти и крови, со всеми человеческими слабостями и
недостатками.
Более того, материальные технологии неолита, при всей их оригинальности
и перспективности, были, по сравнению с современными, еще весьма примитивны.
Хотя, видимо, существовало письмо, не было письменной литературы. И,
несмотря на наличие знаний о разнообразных предметах - от земледелия до
астрономии, не было науки в нашем понимании.