в
производстве и воспроизводстве под руководством мужчин. .
Да и сама Богиня постепенно становится всего лишь женой мужского
божества, который со своими новыми символами власти: грозное оружие или
молнии - теперь верховный бог. Таким образом, история цивилизации, история
развития прогрессивных социальных и материальных технологий становится
теперь столь хорошо знакомой нам кровавой повестью о насилии и господстве от
Шумера до наших дней.
Разрушение Крита
Насильственное падение Крита особенно драматично - и поучительно.
Расположенный к югу от европейского материка, Крит на какое-то время был
заботливо отгорожен морем от воинственных орд. Но в конце концов и ему
пришел конец; последняя цивилизация, основанная на партнерстве, а не на
господстве, пала.
Начало падения повторило материковую схему. микенский период, в руках
ахейцев, критское искусство становится менее непосредственным и свободным.
И, как показывают археологические свидетельства, в центре его внимания вдруг
оказывается смерть. 'До того как они попали под ахейское влияние, критяне не
признавали пышных погребальных обрядов, - замечает Хоукс. - Отношение же
ахейской элиты к ним было противоположным'. Теперь мы находим указания на
то, что на погребение знать тратились большие средства и усилия. И, что
говорит само за себя, отчасти под влиянием ахейцев, отчасти в силу растущей
угрозы следующей волны вторжения, появляются ясные признаки растущей
воинственности.
Когда и как начался и закончился микенский период на Крите, до сих пор
является предметом спора. Одна из теорий утверждает, что ахейское правление
как на самом Крите, так и в минойских поселениях Греции, пришло вслед за
серией землетрясений, ослабивших минойскую цивилизацию, которая не в
состоянии была противостоять варварскому напору с севера. Трудность состоит
в том, что эти разрушение обычно датируются примерно 1450 г. до н. э., а
свидетельств вооруженного вторжения в это время на Крите нет. Но, так или
иначе, в результате ли завоевания, последовавшего за землетрясениями,
военного ли переворота или женитьбы ахейских вождей на критских царицах -
известно, что последние столетия критской цивилизации остров находился под
властыо грекоязычных ахейских царей. И хотя эти люди многое переняли у более
цивилизованных минойцев, они принесли с собой общественный и идеологический
строй, ориентированный больше на смерть, чем на жизнь.
Некоторые сведения о микенском периоде мы можем почерпнуть из табличек,
написанных так называемым линейным письмом Б, найденных на Крите и в Греции.
На табличках, обнаруженных в Кноссе и в Пилосе (микенском поселении на самом
юге Греции), перечислены имена божеств. К глубокому удовлетворению
сторонников идеи преемственности цивилизаций Крита и античной Греции, они
показывают, что богам более позднего олимпийского пантеона (Зевсу, Гере,
Афине, Артемиде, Гермесу и т. д.), хотя и в других формах и контекстах,
поклонялись уже за несколько столетий до того, как мы снова услышим о них у
Гесиода и Гомера. Как и археологические свидетельства, эти таблички
обнаруживают, по выражению Хоукс, 'гармоничный брак критских и ахейских
богов'.
Однако этот микенский брак минойской и ахейской культур был
недолговечным. Из пилосских табличек, многие из которых, по словам Хоукс,
'были написаны в последние дни мира как еще одна тщетная попытка
предотвратить катастрофу', мы узнаем, что микенский ванака, или царь,
получил упреждение о близящейся атаке Пилоса. 'Сообщение было встречено без
паники, - говорит Хоукс. - Чиновники оставались на своих скамьях, терпеливо
записывая все, что совершалось'. Гребцов собрали, пытаясь организовать флот
для обороны с моря. Каменщиков отправили, видимо, строить укрепления вдоль
незащищенной береговой линии. Для снаряжения солдат было собрано около тонны
бронзы и созвано около двухсот мастеров по бронзе. Была использована даже