Риан Айслер

Чаша и клинок

в

производстве и воспроизводстве под руководством мужчин. .

Да и сама Богиня постепенно становится всего лишь женой мужского

божества, который со своими новыми символами власти: грозное оружие или

молнии - теперь верховный бог. Таким образом, история цивилизации, история

развития прогрессивных социальных и материальных технологий становится

теперь столь хорошо знакомой нам кровавой повестью о насилии и господстве от

Шумера до наших дней.


Разрушение Крита


Насильственное падение Крита особенно драматично - и поучительно.

Расположенный к югу от европейского материка, Крит на какое-то время был

заботливо отгорожен морем от воинственных орд. Но в конце концов и ему

пришел конец; последняя цивилизация, основанная на партнерстве, а не на

господстве, пала.

Начало падения повторило материковую схему. микенский период, в руках

ахейцев, критское искусство становится менее непосредственным и свободным.

И, как показывают археологические свидетельства, в центре его внимания вдруг

оказывается смерть. 'До того как они попали под ахейское влияние, критяне не

признавали пышных погребальных обрядов, - замечает Хоукс. - Отношение же

ахейской элиты к ним было противоположным'. Теперь мы находим указания на

то, что на погребение знать тратились большие средства и усилия. И, что

говорит само за себя, отчасти под влиянием ахейцев, отчасти в силу растущей

угрозы следующей волны вторжения, появляются ясные признаки растущей

воинственности.

Когда и как начался и закончился микенский период на Крите, до сих пор

является предметом спора. Одна из теорий утверждает, что ахейское правление

как на самом Крите, так и в минойских поселениях Греции, пришло вслед за

серией землетрясений, ослабивших минойскую цивилизацию, которая не в

состоянии была противостоять варварскому напору с севера. Трудность состоит

в том, что эти разрушение обычно датируются примерно 1450 г. до н. э., а

свидетельств вооруженного вторжения в это время на Крите нет. Но, так или

иначе, в результате ли завоевания, последовавшего за землетрясениями,

военного ли переворота или женитьбы ахейских вождей на критских царицах -

известно, что последние столетия критской цивилизации остров находился под

властыо грекоязычных ахейских царей. И хотя эти люди многое переняли у более

цивилизованных минойцев, они принесли с собой общественный и идеологический

строй, ориентированный больше на смерть, чем на жизнь.

Некоторые сведения о микенском периоде мы можем почерпнуть из табличек,

написанных так называемым линейным письмом Б, найденных на Крите и в Греции.

На табличках, обнаруженных в Кноссе и в Пилосе (микенском поселении на самом

юге Греции), перечислены имена божеств. К глубокому удовлетворению

сторонников идеи преемственности цивилизаций Крита и античной Греции, они

показывают, что богам более позднего олимпийского пантеона (Зевсу, Гере,

Афине, Артемиде, Гермесу и т. д.), хотя и в других формах и контекстах,

поклонялись уже за несколько столетий до того, как мы снова услышим о них у

Гесиода и Гомера. Как и археологические свидетельства, эти таблички

обнаруживают, по выражению Хоукс, 'гармоничный брак критских и ахейских

богов'.

Однако этот микенский брак минойской и ахейской культур был

недолговечным. Из пилосских табличек, многие из которых, по словам Хоукс,

'были написаны в последние дни мира как еще одна тщетная попытка

предотвратить катастрофу', мы узнаем, что микенский ванака, или царь,

получил упреждение о близящейся атаке Пилоса. 'Сообщение было встречено без

паники, - говорит Хоукс. - Чиновники оставались на своих скамьях, терпеливо

записывая все, что совершалось'. Гребцов собрали, пытаясь организовать флот

для обороны с моря. Каменщиков отправили, видимо, строить укрепления вдоль

незащищенной береговой линии. Для снаряжения солдат было собрано около тонны

бронзы и созвано около двухсот мастеров по бронзе. Была использована даже

бронза, принадлежащая святилищам Богини, и Хоукс