Риан Айслер

Чаша и клинок

также есть попытка пересказать заново, взглянуть

по-иному не только на советскую историю, но и на историю западного мира в

целом и даже на всю мировую историю. Книга представляет в совершенно новом

свете самое захватывающее из всех приключений - жизнь человечества на нашей

Земле, рисуя картину и более обнадеживающую, и лучше согласующуюся с

новейшими данными науки. Как в приложении к советской истории, так ив более

широкой перспективе, она не только радикально изменяет наше видение

прошлого, но и, что важнее, открывает новые горизонты в будущем. Основная

мысль моей работы такова: существуют возможности выйти за пределы как

капитализма, так и социализма советского типа, стремясь к тому, что я

назвала партнерством, которое должно прийти на смену господству, царящему в

мире.


После капитализма и социализма


Книга предлагает новую понятийную систему, которая преодолевает

условности оппозиций правого и левого, Востока и Запада, капитализма и

социализма, свободного рынка и централизованного планирования, религиозности

и секуляризма. Она опирается на системный анализ, который позволяет увидеть

целостность всей нашей истории (включая доисторические времена) и

целостность всего человечества (в единстве его женской и мужской половин). В

ней утверждается, что нынешний период стремительных социальных,

экономических и личностных перемен чреват не только опасностями, но и новыми

возможностями. Ведь именно в периоды максимальной нестабильности системы

происходят ее фундаментальные трансформации.

Кроме того, книга восстанавливает в правах то, что иные из нас

давным-давно знали сердцем и душой:

многое из того, что нас приучили считать сугубо личным - отношения

между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми, между работодателями

и работниками - имеет глубинную связь с политикой, а социальные и

экономические отношения в государстве неразрывно переплетены с социальными и

экономическими отношениями в семье и на рабочем месте.

Я надеюсь, что читатели смогут найти в книге 'Чаша и Клинок' страницы,

которыепомогут им сформировать новый взгляд на то, что часто называют крахом

социализма (или победой капитализма). Ибо я не разделяю мнения, что события

последних десяти лет демонстрируют крах представлений об обществе, где люди

несут ответственность друг перед другом и друг за друга, где считают

недопустимым, чтобы одни развивались за счет других. Скорее, они отражают

провал авторитарной модели социализма, корни которой лежат в авторитарном

царистском режиме. Эта модель, будь она капиталистической или

социалистической, монархической или феодальной, теократической или

атеистической, характеризуется жесткой иерархией, высокой степенью

институализированного насилия, господством сильнбго мужчины как в

государстве, так и в семье.

Если анализировать ситуацию с учетом глубинного напряжения между

моделью господства и моделью партнерства в социальной организации, которое

описано в этой книге, многое из происходящего в мире сегодня видится как

реакция на авторитаризм. Под этим углом зрения вызов, брошенный

централизованной, эксплуататорской и дегуманизированной иерархической

системе, которая сначала в облике монархий, 'установленных Божьей волей', а

затем в виде секуляризированных диктатур царила в Советском Союзе и

Восточной Европе, по своей сути есть проявление мощного порыва к идеалу

партнерства, характерного для наших дней. Весь мир устремился сейчас к

установлению демократии большего участия, не только в государстве, но и в

семье, а также на рабочем месте, к большей экономической демократии,

посредством сбалансированного соединения 'свободного предпринимательства' и

социально, и экологически ответственной государственной политики.

В свою очередь эти тенденции связаны со всемирной потребностью как в

более равноправном распределении материальных ресурсов, так и более

эффективном