также есть попытка пересказать заново, взглянуть
по-иному не только на советскую историю, но и на историю западного мира в
целом и даже на всю мировую историю. Книга представляет в совершенно новом
свете самое захватывающее из всех приключений - жизнь человечества на нашей
Земле, рисуя картину и более обнадеживающую, и лучше согласующуюся с
новейшими данными науки. Как в приложении к советской истории, так ив более
широкой перспективе, она не только радикально изменяет наше видение
прошлого, но и, что важнее, открывает новые горизонты в будущем. Основная
мысль моей работы такова: существуют возможности выйти за пределы как
капитализма, так и социализма советского типа, стремясь к тому, что я
назвала партнерством, которое должно прийти на смену господству, царящему в
мире.
После капитализма и социализма
Книга предлагает новую понятийную систему, которая преодолевает
условности оппозиций правого и левого, Востока и Запада, капитализма и
социализма, свободного рынка и централизованного планирования, религиозности
и секуляризма. Она опирается на системный анализ, который позволяет увидеть
целостность всей нашей истории (включая доисторические времена) и
целостность всего человечества (в единстве его женской и мужской половин). В
ней утверждается, что нынешний период стремительных социальных,
экономических и личностных перемен чреват не только опасностями, но и новыми
возможностями. Ведь именно в периоды максимальной нестабильности системы
происходят ее фундаментальные трансформации.
Кроме того, книга восстанавливает в правах то, что иные из нас
давным-давно знали сердцем и душой:
многое из того, что нас приучили считать сугубо личным - отношения
между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми, между работодателями
и работниками - имеет глубинную связь с политикой, а социальные и
экономические отношения в государстве неразрывно переплетены с социальными и
экономическими отношениями в семье и на рабочем месте.
Я надеюсь, что читатели смогут найти в книге 'Чаша и Клинок' страницы,
которыепомогут им сформировать новый взгляд на то, что часто называют крахом
социализма (или победой капитализма). Ибо я не разделяю мнения, что события
последних десяти лет демонстрируют крах представлений об обществе, где люди
несут ответственность друг перед другом и друг за друга, где считают
недопустимым, чтобы одни развивались за счет других. Скорее, они отражают
провал авторитарной модели социализма, корни которой лежат в авторитарном
царистском режиме. Эта модель, будь она капиталистической или
социалистической, монархической или феодальной, теократической или
атеистической, характеризуется жесткой иерархией, высокой степенью
институализированного насилия, господством сильнбго мужчины как в
государстве, так и в семье.
Если анализировать ситуацию с учетом глубинного напряжения между
моделью господства и моделью партнерства в социальной организации, которое
описано в этой книге, многое из происходящего в мире сегодня видится как
реакция на авторитаризм. Под этим углом зрения вызов, брошенный
централизованной, эксплуататорской и дегуманизированной иерархической
системе, которая сначала в облике монархий, 'установленных Божьей волей', а
затем в виде секуляризированных диктатур царила в Советском Союзе и
Восточной Европе, по своей сути есть проявление мощного порыва к идеалу
партнерства, характерного для наших дней. Весь мир устремился сейчас к
установлению демократии большего участия, не только в государстве, но и в
семье, а также на рабочем месте, к большей экономической демократии,
посредством сбалансированного соединения 'свободного предпринимательства' и
социально, и экологически ответственной государственной политики.
В свою очередь эти тенденции связаны со всемирной потребностью как в
более равноправном распределении материальных ресурсов, так и более