Риан Айслер

Чаша и клинок

и

женщины работали вместе на равных ради общего блага. Если это искусство не

прославляло гневных небожителей, потрясающих молниями, или правителей,

вооруженных до зубов, или великих завоевателей, волочащих за собой скованных

рабов, - уместно предположить, что таких образов просто не было прототипов в

реальной жизни. И если центральным религиозным образом была женщина, дающая

жизнь, а не мужчина, умирающий на кресте, как в наше время, - уместно

предположить, что в обществе, как и в искусстве, господствовала жизнь,

любовь к жизни - а не смерть и страх смерти.


Культ Богини


Одним из наиболее интересных аспектов доисторического культа Богини

является то, что религиозный историк Джозеф Кэмпбелл называет его

'синкретизмом' '. В целом это означает, что культ Богини был одновременно и

политеистическим, и монотеистическим. Он был политеистическим в том смысле,

что Богиня имела разные имена, разнообразны были и формы ее почитания. Но он

также был монотеистическим в том смысле, что мы можем говорить о вере в

Богиню точно так же, как мы говорим о вере в Бога как вездесущее бытие.

Другими словами, в различных регионах символика и образность обрядов

поклонения Богине в ее различных аспектах - матери, прародительницы,

создательницы или девы - имеют поразительно много общего.

Одним из возможных объяснений этого замечательного религиозного

единства может быть то, что культ Богини первоначально появляется во всех

древних земледельческих обществах. Мы находим свидетельства обожествления

женщины, которая по своей природе дает жизнь и питание так же, как и земля,

в трех главных центрах зарождения земледелия: это Малая Азия и юго-восточная

Европа, Таиланд на юго-востоке Азии, а затем и Центральная Америка.

Во многих древних легендах о сотворении мира, относящихся к различным

частям света, мы находим Богиню-Мать как источник всего сущего. В Америке

это Женщина в одежде из змеиной кожи - обстоятельство, любопытное еще и тем,

что в Европе, в Азии и на Среднем Востоке змея - одно из ее воплощений. В

древней Месопотамии ту же концепцию вселенной мы узнаем в образе суши как

тела Богини-Матери, сохранившемся и в исторические, времена. В Шумере она

богиня Намму, дающая жизнь земле и небесам, и ее имя запечатлено в

клинописных текстах второго тысячелетия до н. э. в виде идеограммы моря

(сейчас в Лувре).

Ассоциация женского начала с изначальными водами также является

повсеместной темой. Например, в декоративной керамике Древней Европы символ

воды, нередко в сочетании с символом яйца,- очень частый мотив. Здесь

Великая Богиня, иногда в виде птицы или змеи, управляет живительной силой

воды. И в Европе, и в Анатолии, мотивы дождя и материнского молока тесно

переплетены, а ритуальные чаши и вазы-;обычная принадлежность храмов. Ее

образ связывают также с сосудами для воды, которые часто имеют

антропоморфную форму. Как египетская богиня Нут она-текучее единство

небесных первобытных вод. Позднее как критская Ариадна и греческая Афродита,

она поднимется из моря.

В нашем традиционном подходе к культурной эволюции редко упоминается,

что многое из наследия неолита сохранилось до наших дней. Как пишет

Меллаарт, 'тогда сформировалась основа, на которой строились более поздние

культуры и цивилизации. Или, по определению Гимбутас, даже после того, как

был разрушен мир, который они отражали, мифологические образы, созданные

нашими предками из неолита с их культом Богини, 'остались в качестве

питательной среды для дальнейшего культурного развития Европы'. Образы,

традиционно связанные с Богиней, таки как бык, бычья голова или бычий рог,

символизирующие силы природы, также перешли в классические, а затем и в

христианские времена Бык был основным образом 'языческой' патриархальной

мифологии. Позднее в христианской иконографии рогатое божество из символа

мужской силы превратилось в символ зла или Сатаны. Но в неолите рога имели

совсем иное значение.