- дети
Бога-Отца.
Носителям сознания, развивавшегося в таком обществе, где родство велось
по материнской линии, а женщины как главы кланов и жрицы занимали
общественно важное место, патрилинейность и последовательное низведение
женщин до положения частной собственности мужчин едва ли показались бы
'естественными'. А оправдание сына, убившего собственную мать, и вовсе было
бы недоступно пониманию - как эвменидам в драме Эсхила. Столь же
непостижимым и даже святотатственным показалось бы им то, что высшие силы,
управляющие Вселенной, персонифицируются в воинственных, мстительных богах,
которые не только прощают людям совершение убийств, грабежей и насилия, но и
призывают их совершать во имя справедливости и нравственности.
Так как же это могло случиться? Как могло сознание так перемениться?
Интересно, что сейчас, когда мы снова стоим на пороге фундаментального
сдвига в нашей культурной эволюции, вопрос о том, как в период крайней
неуравновешенности системы распадаются или заменяются другими системами,
привлекает внимание ученых. Интереса заслуживают здесь работы Умберто
Матураны и Франциске Варелы из Чили и Вильмоша Чаньи и Дьердя Кампиша из
Венгрии о самоорганизации живых систем благодаря аутопоэсису (Матурана) или
аутогенезису (Чаньи).
Чаньи описывает, как Системы формируются и поддерживают себя с помощью
процесса, который он назвал репликацией. Будучи в основном самокопирующейся,
репликация может наблюдаться на биологическом уровне, где клетки несут
репликативную информацию в своем генетическом коде, или на ДНК. Но этот
процесс идет на всех уровнях: молекулярном, биологическом и социальном. Ибо
каждая система имеет собственную репликативную информацию, которая
формирует, расширяет систему и удерживает ее от распада.
Репликация идей, как отмечает Чаньи, необходима сначала на уровне
формирования, а затем - поддержания общественных систем. И ясно, что
определенный тип репликативной информации, свойственный обществу партнерства
(например, идея равенства) абсолютно не подходит для общества господства.
Нормы морали в этих двух типах общественной организации, оказываются полярно
противоположными. Таким образом, для того, чтобы на смену социальной
организации партнерства пришла организация господства, опирающегося на силу,
необходимо произвести фундаментальные изменения в репликативной информации.
Возвращаясь к биологической аналогии - необходим совершенно иной
репликативный код. И этот новый код должен отпечататься в сознании каждого
мужчины, каждой женщины, каждого ребенка, пока их представления о
действительности не станут полностью соответствовать требованиям общества
господства.
На нескольких страницах невозможно описать процесс, который происходил
на протяжении тысячелетий и все продолжается сегодня. Процесс, в котором
человеческое мышление - иногда тонко, иногда целенаправленно, а иногда
невольно - преобразовывалось в тот новый тип мышления, которого требовал
крутой поворот в культурной эволюции. Этот процесс нанес огромный
материальный ущерб, причем продолжалось это и в исторические времена. В
Библии читаем, как иудеи, а позже - христиане и мусульмане крушили языческих
идолов, сносили храмы, вырубали священные леса. Процесс этот повлек за собой
и тяжелейшие духовные потери, также захватив не только древнейший период.
Сжигали не только книги, преследовали и сжигали еретиков - так обращали или
уничтожали тех, кто воспринимал действительность не по предписаниям.
Прямо, с помощью личного подавления, или косвенно, с помощью публичных
демонстраций силы (например, публичных казней), у людей последовательно
отбивали охоту вести себя, думать, поступать не так, как того требовали
нормы общества господства. Страх стал частью жизни, пронизывая воспитание
детей, школьное обучение, законы. И с помощью этих и других подобных средств
определенная репликативная информация, необходимая для установления и