Риан Айслер

Чаша и клинок

- дети

Бога-Отца.

Носителям сознания, развивавшегося в таком обществе, где родство велось

по материнской линии, а женщины как главы кланов и жрицы занимали

общественно важное место, патрилинейность и последовательное низведение

женщин до положения частной собственности мужчин едва ли показались бы

'естественными'. А оправдание сына, убившего собственную мать, и вовсе было

бы недоступно пониманию - как эвменидам в драме Эсхила. Столь же

непостижимым и даже святотатственным показалось бы им то, что высшие силы,

управляющие Вселенной, персонифицируются в воинственных, мстительных богах,

которые не только прощают людям совершение убийств, грабежей и насилия, но и

призывают их совершать во имя справедливости и нравственности.

Так как же это могло случиться? Как могло сознание так перемениться?

Интересно, что сейчас, когда мы снова стоим на пороге фундаментального

сдвига в нашей культурной эволюции, вопрос о том, как в период крайней

неуравновешенности системы распадаются или заменяются другими системами,

привлекает внимание ученых. Интереса заслуживают здесь работы Умберто

Матураны и Франциске Варелы из Чили и Вильмоша Чаньи и Дьердя Кампиша из

Венгрии о самоорганизации живых систем благодаря аутопоэсису (Матурана) или

аутогенезису (Чаньи).

Чаньи описывает, как Системы формируются и поддерживают себя с помощью

процесса, который он назвал репликацией. Будучи в основном самокопирующейся,

репликация может наблюдаться на биологическом уровне, где клетки несут

репликативную информацию в своем генетическом коде, или на ДНК. Но этот

процесс идет на всех уровнях: молекулярном, биологическом и социальном. Ибо

каждая система имеет собственную репликативную информацию, которая

формирует, расширяет систему и удерживает ее от распада.

Репликация идей, как отмечает Чаньи, необходима сначала на уровне

формирования, а затем - поддержания общественных систем. И ясно, что

определенный тип репликативной информации, свойственный обществу партнерства

(например, идея равенства) абсолютно не подходит для общества господства.

Нормы морали в этих двух типах общественной организации, оказываются полярно

противоположными. Таким образом, для того, чтобы на смену социальной

организации партнерства пришла организация господства, опирающегося на силу,

необходимо произвести фундаментальные изменения в репликативной информации.

Возвращаясь к биологической аналогии - необходим совершенно иной

репликативный код. И этот новый код должен отпечататься в сознании каждого

мужчины, каждой женщины, каждого ребенка, пока их представления о

действительности не станут полностью соответствовать требованиям общества

господства.

На нескольких страницах невозможно описать процесс, который происходил

на протяжении тысячелетий и все продолжается сегодня. Процесс, в котором

человеческое мышление - иногда тонко, иногда целенаправленно, а иногда

невольно - преобразовывалось в тот новый тип мышления, которого требовал

крутой поворот в культурной эволюции. Этот процесс нанес огромный

материальный ущерб, причем продолжалось это и в исторические времена. В

Библии читаем, как иудеи, а позже - христиане и мусульмане крушили языческих

идолов, сносили храмы, вырубали священные леса. Процесс этот повлек за собой

и тяжелейшие духовные потери, также захватив не только древнейший период.

Сжигали не только книги, преследовали и сжигали еретиков - так обращали или

уничтожали тех, кто воспринимал действительность не по предписаниям.

Прямо, с помощью личного подавления, или косвенно, с помощью публичных

демонстраций силы (например, публичных казней), у людей последовательно

отбивали охоту вести себя, думать, поступать не так, как того требовали

нормы общества господства. Страх стал частью жизни, пронизывая воспитание

детей, школьное обучение, законы. И с помощью этих и других подобных средств

определенная репликативная информация, необходимая для установления и

поддержания режима господства,