и символы, которые он рассматривал как женские, всегда были расположены в
центре пещер. Напротив, мужские символы чаще всего занимали второстепенное
положение или располагались вокруг женских фигур или символов.
Находки Леруа-Гурана подтверждают высказанное мною ранее предположение,
что раковины каури, напоминающие влагалище, использование красной охры при
погребениях, женские фигурки, так называемые 'Венеры', и гибридные фигурки
женщин-животных, пренебрежительно называемые иногда 'чудовищами', относятся
к ранней форме культа, где главную роль играла женщина, как дающая жизнь.
Так выражались попытки наших предков осознать мир, в котором они жили,
попытки ответить на вечные вопросы, волнующие человечество: откуда мы
приходим, рождаясь на свет, и куда уходим, умирая. И они подтверждают наше
предположение: впервые осознав себя среди людей, животных, остальной
природы, человек осознал и тайну - и практическое значение - того, что жизнь
возникает из тебя женщины.
Было бы естественно предположить, что внешний диморфизм, или различия
во внешнем виде между двумя половинами человечества, значительно повлияли на
систему верований палеолита. Столь же естественно и другое предположение:
осознание того, что жизнь и человека, и животного возникает из тела особи
женского пола; что женский организм, подобно временам года и луне,
подчиняется цикличности, заставило наших предков воплотить жизнетворящие
силы в женском, а не мужском образе.
Таким образом, палеолитические женские фигурки, раковины каури, красная
охра - не разрозненные археологические объекты, а ранние проявления того,
что позднее развилось в сложную религиозную систему, в центре которой -
культ Богини-Матери, родоначальницы всего живого. Этот культ, как отмечают
Джеймс и другие ученые, дожил до исторических времен 'в собирательном образе
Великий Матери Ближнего Востока и греко-римского мира'. Религиозная
преемственность отчетливо прослеживается в фигурах таких известных богинь,
как Исида, Нут и Маат в Египте, Иштар, Астарта и Лилит Плодородного
Полумесяца, Деметра, Кора и Гера в Греции и Атарга-тис, Церера и Кибела в
Риме. Она сохраняется даже в нашем иудео-христианском наследии - это образы
Царицы неба, каббалистической Шехины и чтимой католиками Девы Марии.
Снова возникает вопрос: почему, если связи эти столь очевидны, они так
долго недооценивались или даже просто игнорировались в традиционной
литературе по археологии? Одна из причин, уже отмечавшаяся, - эти связи не
вписываются в схему протоисторической и доисторической 'мужской' формы
организации общества. Но есть и другая причина: только после второй мировой
войны в результате раскопок найдены наиболее важные свидетельства что эта
религиозная традиция простиралась уже за эпоху палеолита, захватив
замечательный период, который последовал за палеолитом. Данный период нашей
культурной эволюции - между двумя поворотными моментами в человеческом
развитии: палеолитом и Бронзовым веком, когда наши предки начали
объединяться в земледельческие общины.
Неолит
Примерно в то самое время, когда Леруа-Гуран писал о своих находках,
наши знания о доисторических временах продвинулись намного вперед благодаря
впечатляющим результатам раскопок двух поселений времен неолита: Чатал-Хююка
и Хаджилара. Они были найдены в древней Анатолии, на территории современной
Турции. По словам Джеймса Меллаарта, который руководил этими раскопками как
представитель Британского института археологии в Анкаре, особенный интерес
представляло открытие, что в этих поселениях наблюдалось устойчивое развитие
на протяжении многих тысяч лет обществ, поклонявшихся Богине.
'Новое толкование религии верхнего палеолита, предложенное А.
Леруа-Гураном, - пишет Меллаарт, - прояснило многие неясности... Вытекающая
из этого интерпретация искусства верхнего палеолита, основанного на женской
символике (в виде знаков и животных) имеет многочисленные совпадения с