неолита, столь
многочисленны, что одно их перечисление заняло бы несколько томов. Но прежде
всего дело в том, что новый взгляд на доисторические времена явился
следствием изменения методов и целей археологических изысканий. Идея
откапывать захороненные сокровища древних принадлежит еще ворам, которые
разграбили гробницы египетских фараонов. Но археология как наука
сравнительно молода, она родилась в 1800-х годах. Тогда еще первые
археологические раскопки, хотя и побуждаемые интересом к нашему прошлому,
имели примерно ту же цель, что и набеги грабителей, - добыть интересные
реликвии для музеев Англии, Франции и других колониальных держав. Взгляд на
раскопки как на возможность извлечь возможно больше информации - независимо
от того, обнаружены ли сокровища, - восторжествовал гораздо позднее. По сути
дела археология как систематическое изучение образа жизни, мышления,
технического и социального развития наших предков стала собой лишь после
второй мировой войны.
Но, главное, возможности археологии значительно увеличились благодаря
некоторым техническим открытиям; радиоуглеродному методу датировки,
изобретенному Нобелевским лауретом Уиллардом Либби, или
дендрохронологическому методу (по древесным кольцам). До сих пор даты
устанавливались лишь условно - путем сравнения одних предметов с другими,
предположительно более или менее 'развитыми'. Однако, как только датировка
стала делом надежной техники, уже невозможно утверждать, что, если предмет
более технически или эстетически совершенен, он непременно относится к более
позднем и якобы более цивилизованным временам.
Вследствие этого коренным образом были пересмотрены все датировки, что,
в свою очередь, круто изменило наши представления о доисторических временах.
Сейчас мы знаем, что сельское хозяйство - одомашнивание диких животных и
растений- относится к периоду более раннему, чем было принято считать. На
самом деле первые признаки того, что археологи называют сельскохозяйственной
революцией, или революцией неолита, начинаются уже за 8-9 тысяч лет до н. э.
Она была важным прорывом в материальной технологии, и соответственно истоки
того, что мы называем западной цивилизацией, также обозначаются гораздо
раньше, чем считалось доныне.
В то же время продолжалась духовная эволюция человека. Первая
антропоморфная религия, сосредоточенная на культе Богини, превратилась
теперь в сложную систему символов, ритуалов, божественных велений и
запретов; все они нашли свое выражение в богатом искусстве периода неолита.
Некоторые из наиболее ярких свидетельств этой художественной традиции
получены в результате раскопок в Чатал-Хююке. Пока что раскопана только
двадцатая часть участка площадью в полтора десятка гектаров. Но уже вскрыт
культурный слой, относящийся к периоду 6500-5700 гг. до н. э. И здесь мы
обнаруживаем замечательно развитый центр искусства с богатой настенной
живописью, каменной скульптурой и большим количеством глиняных фигурок
Богини: мы видим искусство, в центре которого - поклонение женскому
божеству.
'Его многочисленные святилища, - писал Мелла-арт о Чатал-Хююке, обобщая
итоги трех первых сезонов раскопок (1961-1963), - свидетельствуют о наличии
развитой религии, системы мифов и символов; постройки-о начатках
архитектурного мышления; хозяйство - о богатом земледельческом и
животноводческом опыте, а предметы, сделанные из материалов, несвойственных
данной местности, - об оживленной торговле сырьем'.
Однако южная часть анатолийского плоскогорья, где расположены
Чатал-Хююк и Хаджилар (5700-5000 гг. до н. э.), предоставившие нам столько
ценных сведений о ранних цивилизациях,-лишь одно из мест обитания
земледельческих общин, поклонявшихся Богине. В самом деле, примерно к 6000
г. до н. э. не только совершилась земледельческая революция, но и - цитируя
Меллаарта-'хорошо развитые земледельческие общества начали распространяться