Риан Айслер

Чаша и клинок

в котором 'вся

жизнь проходила под знаком пламенной веры в богиню-Природу, источник всего

мироздания и гармонии'. На Крите, по всей видимости, в последний раз в

истории преобладал дух гармонии между женщинами и мужчинами, как радостными

и равноправными участниками жизни. Именно этот дух освещает художественную

традицию Крита, традицию, которая по словам тог же Плейтона, уникальна в

своем 'восхищении красотой, грацией и движением' и в своем 'наслаждении

жизнью и близостью к природе'.

Некоторые ученые описали минойскую жизнь как 'совершенное воплощение

идеи Homo Ludens - 'человека играющего', который выражает высшие

человеческие импульсы через радостную и в то же время полную мифического

смысла ритуальную и художественную игру. Другие попытались выразить сущность

критской культуры такими словами, как 'чувствительность', 'изящество жизни'

и 'любовь к красоте и природе'. И, хотя некоторые ученые (например, Сайрус

Гордон) пытаются умалить или как-то пересмотреть критский феномен в

соответствии со всеобщим предубеждением, приписывающим древности более

воинственный характер и меньшую духовность (кроме иудеев), мы, большинство

ученых, преисполнены восхищения.

Ибо здесь мы встречаемся с богатой, технически и культурно развитой

цивилизацией, в которой, как пишут археологи Ханс Гюнтер Бушхольтц и Вассос

Карагеоргис, 'все художественные средства - а на самом деле жизнь в целом, а

также смерть - были. глубоко подкреплены всепроникающей и вездесущей

религией'. Однако, в отличие от остальных развитых цивилизаций этого

времени, эта религия и отражала, и усиливала общественный строй, в котором,

цитируя Н. Плейтона, 'страх смерти почти вытеснен всеобщей радостью жизни'.

Более сдержанные ученые, такие, как сэр Леонард Вулли, описали

минойское искусство как 'наиболее вдохновенное в древнем мире'. Археологи и

историки искусства всего мира использовали такие выражения как 'очарование

волшебного мира' и полное отражение красоты жизни, когда-либо известное

миру'.

Не только критское искусство, все эти волшебные фрески, изображающие

разноцветных куропаток, фантастических грифонов и элегантных женщин,

причудливые золотые миниатюры, тонкие ювелирные изделия и изящные статуэтки,

но и критское общество поразило ученых.

Например, одной из замечательных особенностей, сильно отличающих его от

других древних развитых цивилизаций, было равноправное разделение достояния.

'Уровень жизни, даже у крестьян, был довольно высок, - сообщает Плейтон. -

Ни один из найденных на сегодняшний день домов не предполагает очень бедной

жизни'.

Конечно, Крит был не богаче Египта или Вавилона. Но зная, каковы были

экономические и социальные различия между верхущкой общества и низами, в

других 'развитых' цивилизациях, отметим, что способы распределения и

использования богатств на острове с самого начала были совершенно иными.

Со времени первых поселений, хозяйство его было в основном аграрным. С

течением времени все большее значение стали приобретать разведение скота,

развитие промышленности и особенно торговля- огромный торговый флот

господствовал в Средиземном мире. И хотя основу общественного строя

составлял вначале матрилинейный 'генос', или клан, примерно с 2000 года до

н. э. в критском обществе наметились процессы централизации. Ко времени

средне- и поздне-минойского (по классификации сэра Артура Эванса) или

древне- и новодворцового периодов (по Плейтону) относятся свидетельства

централизованного административного управления во дворцах Крита.

Но централизация не создала здесь автократического правления. Не

принесла она с собой ни использования развитой технологии лишь в интересах

правящего меньшинства, ни такой эксплуатации и огрубления масс, которые были

столь ярко выражены в других цивилизациях той эпохи. Хотя на Крите и

существовал богатый правящий класс, но нет указаний (в отличие от более

позднего греческого мифа о Тесее, Царе Миносе и Минотавре) на то, что он