к которым 'женские вопросы' никак не относятся.
Примечательно, что Иисус учил тому, что делал сам, Он, еврей,
родившийся во времена, когда иудаизм был религией мужского господства. Это
было время, когда женщин все еще забивали камнями за прелюбодеяние, другими
словами - за нарушение прав сексуальной собственности мужей или хозяев.
Поэтому очень важно, что Иисус не только предотвратил такое избиение
камнями, но и бросил вызов фарисеям, которые подстроили ему ловушку.
Он обнаруживает исключительно высокий уровень чувствительности,
интеллекта, а также исключительное мужество, с которым противостоит властям
и даже, рискуя жизнью, высказывается против жестокости, угнетения и
алчности. Поэтому Христос не мог не осознавать, что 'мужские' ценности:
господство, неравенство, насилие, - разрушающие и уродующие жизнь, должны
быть заменены 'женскими' ценностями: состраданием, ответственностью и
любовью. Иисус знал, что духовная эволюция человечества приостановилась,
когда человеческие отношения стали перестраивать на основе насильственно
поддерживаемого принципа подчинения. Это осознание могло привести к
фундаментальному общественному перевороту, могло избавить нас от гнета
андрократической системы.
Однако сопротивление было слишком сильно. И в конце концов отцы церкви
оставили нам Новый Завет, в котором преобладают догмы совсем иного
характера, призванные оправдать андрократическую структуру и цели Церкви.
Запрещенные писания
Истинный облик старых шедевров часто открывается только после того, как
реставраторы кропотливо снимут слой за слоем более поздние дорисовки, грязь,
старый лак. Точно так же новое поколение теологов и историков религии
расчищает сейчас облик Иисуса.
Для того чтобы лучше понять истинную природу раннего христианства, нам
придется выйти за рамки канонических писаний, содержащихся в Новом Завете, и
обратиться к другим древнехристианским документам, часть которых была
обнаружена лишь недавно. Наиболее важными среди них являются 62 гностических
Евангелия, найденные в 1945 году при раскопках Наг Хаммади в Верхнем Египте.
Профессор Элейн Пейджелс замечает в своей книге 'Гностические
Евангелия': 'Те, кто писал и распространял эти тексты, не считали себя
'еретиками'. Тем не менее, почти все сведения об этих 'еретических' писаниях
исходили от людей, их критиковавших, - так что на объективность этих
сведений рассчитывать не приходится.
Люди, вставшие примерно в 200 году до н. э. во главе того, что позднее
было названо ортодоксальной, или истинной церковью, приказали уничтожить все
списки этих текстов. Но, как пишет Пейджелс, 'некто, возможно, монах из
соседнего монастыря Св. Пахомия, взял запрещенные Книги и укрыл их от
уничтожения в кувшине, где они оставались погребенными почти 1600 лет'. Но в
результате почти детективной истории прошло еще 34 года, прежде чем ученые
завершили свои исследования и результаты были обнародованы в книге Пейджелс
в 1979 году.
Как утверждает профессор Хельмут Кестер из Гарвардского университета,
некоторые из этих текстов старше, чем новозаветные Евангелия. Они
датируются, 'по-видимому, второй половиной первого века 50-100 гг.), т. е.
созданы не позже, а раньше евангелий от Марка, Матфея, Луки и Иоанна'.
Гностические Евангелия были, таким образом, написаны в то время, когда
андрократия уже давно была нормой на Западе. Это не гиланические документы,
но все же они содержат мощный вызов устоям общества господства.
Термин 'гностический' происходит от греческого слова 'gnosis' -
'знание') и противоположен по смыслу слову 'агностицизм', которое означает
невозможность познания. Как и другие мистические религиозные учения Запада и
Востока, гностическое христианство придерживалось, казалось бы, традиционной
догмы, гласившей, что тайна высшей или божественной истины доступна всем
через религиозное послушание и добродетельную жизнь.