Риан Айслер

Чаша и клинок

оправдывает неравноправие и антигуманность,

присущие капитализму и воплощающиеся в хронической безработице, роете числа

бездомных, увеличении разрыва между богатыми и бедными, которые мы можем

наблюдать сегодня в США. К счастью, социализм - не единственная альтернатива

капитализму. Как показано в заключительных главах книги, нам нужна сейчас

экономика партнерства, соединяющая в себе лучшие черты и капитализма, и

социализма - и идущая дальше.

Я еще верю, что книга, дав более ясное понимание динамики модели

господства, окажется полезной для эффективного противостояния ширящемуся в

мире поиску козлов отпущения - преследованию этнических меньшинств,

антисемитизму, эскалации домашнего насилия против женщин и детей. Ведь в

модели господства, где выражение гнева или даже простого недовольства против

'принципалов' (в семье или в государстве) жестоко накаэуется и подавляется,

козлы отпущения обязательно должны быть. Для нее необходимо наличие 'низших'

или 'опасных' людей, на которых смотрят как на врагов и которых обвиняют и

наказывают, особенно в периоды смуты и невзгод, за все зло, царящее в

обществе.

Отказаться от жесткого противостояния таким попыткам найти козлов

отпущения чревато огромными опасностями. Ярким историческим примером этого

являются события в Германии периода недолговечной Веймарской республики,

которая во многих аспектах воплощала в себе движение к партнерству. Ни

правительство, ни средства массовой информации, ни другие авторитетные

институты, такие, как церковь, не дали им отпора. В результате возникла

атмосфера страха и неуверенности, которой воспользовались демагоги: Итогом

стала нацистская катастрофа, откат к авторитаризму, который вверг мир в

чудовищные кровавые бедствия.

Происшедшее в Германии иллюстрирует очень важный принцип

функционирования социальных систем. Именно тогда, когда стремление к

партнерству растет, крепнет и сопротивление авторитаризма. Именно поэтому

для Советского Союза, который борется сейчас за освобождение от престарелого

авторитарного режима, понимание этого глубинного принципа жизненно важно.

Велико сопротивление авторитаризма изменению основ системы, оно идет

как внутри нас, так и извне. Укоренившиеся привычки мыслить, чувствовать и

действовать под давлением страха, поддерживаемые авторитарными светскими и

религиозными институтами и верованиями, нельзя изменить в один день.

Однако мое исследование, а также работы теоретиков динамики нелинейных

систем и хаоса показывают, что, несмотря ни на что, изменение основ системы

может происходить, иногда за очень короткое время. Однако форма этого

процесса нелинейна. Не может он происходить и по приказу сверху.

Такая радикальная трансформация обычно представляет собой

саморегулирующийся процесс, в котором объединяются вначале разобщенные и

малочисленные индивиды и группы. Этот процесс объединения может быть

значительно ускорен в наш постиндустриальный век, век информации, когда

современные технологии коммуникации позволяют быстро распространять

повсеместно новые модели человеческих взаимоотношений.

По иронии судьбы, именно потому, что опасность, грозящая миру со

стороны модели господства, сегодня столь велика, появляются и большие

основания для реалистического оптимизма. Ведь на нашем уровне

технологического развития маниакальное стремление авторитаризма завоевывать

и угнетать - по отношению к людям или к природе - может положить конец

процессу эволюции. И в первый раз в истории человеческого рода модель

партнерства может оказаться единственным условием выживания. Приняв ее, мы

можем создать удивительный новый мир для нас и для наших детей. Отказавшись

от нее, мы можем вообще остаться без будущего.

Я надеюсь, что моя книга, может, станет действенным ориентиром для

многих женщин и мужчин, которые сегодня так отчаянно ищут позитивных

личностных, экономических, политических и социальных рльтернатив, более

созидательных,