и вместе с
тем оправдывали насаждение мужского господства.
Другим распространенным средством было снижение роли Богини до
подчиненного положения супруги более могущественного мужского бога. Еще
одним средством было превращение ее в воинственное божество. Например, в
Ханаане почиталась кровожадная Иштар, наводящая ужас богиня войны. Точно так
же в Анатолии Богиня была превращена в воинственное божество - черта,
которая, как замечает Э.О. Джеймс, отсутствовала в древнейших текстах.
В то же время многие функции, связанные прежде с женскими, божествами,
теперь передавались богам. Например, как указывает антрополог Руби
Рорлих-Ливитт, 'когда покровитель писцов из богини превратился в бога, в
храмах и дворцах стали нанимать только писцов-мужчин, и история стала
писаться с андроцентрической точки зрения'.
Но хотя Ханаан, как и Месопотамия, уже двигались к обществу господства,
не вызывает сомнения, что вторжение еврейских племен не только ускорило, но
и усугубило этот процесс социальной и идеологической трансформации. Ибо
Богиня как божественная сила полностью отсутствует только в Библии.
Отсутствие Богини
Полное отрицание того, что женщина причастна к божественным силам,
удивительно при том, что иудаистская мифология во многом заимствована из
древнейших месопотамских и ханаанских мифов. Это тем более удивительно в
свете археологических свидетельств, доказывающих, что спустя долгое время
после иудейского нашествия народ Ханаана, включая и иудеев, еще продолжал
поклоняться Богине.
Как пишет исследователь Библии Рафаэль Патэ в своей книге 'Иудейская
Богиня', археологические находки 'не оставляют сомнений в том, что вплоть до
самого заката иудейской монархии поклонение ханаанским, богам было составной
частью религии иудеев'. Более того, 'культ Богини играл намного более важную
роль в этой религии, чем культ богов'. Например, при раскопках холма
Телль-Бейт-Мирсим (библейский город Давир к юго-западу от современного
Хеврона) наиболее часто встречающимися предметами культа в поздних слоях
Бронзового века (XXI-XIII вв. до н. э.) были так называемые фигурки или
бляхи Астарты. И даже в 1300-1200 годах до н. э., когда город был заново
отстроен после его разрушения во время иудейского нашествия, как замечает
Патэ, 'археологические свидетельства не оставляют сомнений в том, что эти
фигурки были очень популярны среди иудеев'.
Существуют, конечно, отголоски этого и в самой Библии. Пророки Ездра,
Осия, Неемия и Иеремия постоянно бичуют 'мерзкое' поклонение другим богам.
Особенно негодуют они на тех, кто все еще чтит 'Царицу неба'. А самый
сильный свой гнев они обрушивают на 'нечестие жен' иудейских, которые, по
понятным причинам 'скатывались' к тем верованиям, которые не предоставляли
мужчинам монополии на всю земную и духовную власть. Но кроме этих редких и
всегда уничижительных пассажей нигде больше нет и намека на то, что когда-то
существовало - или могло существовать - немужское божество.
Будь то бог грома, гор или войны, а позднее - более цивилизованный Бог
пророков, Бог всегда один: 'ревнивый' и непостижимый Иегова, который в более
поздней христианской мифологии посылает своего единственного божественного
Сына Иисуса Христа на смерть во искупление 'грехов' всех своих человеческих
детей. И хотя древнееврейское слово Элохим имело и мужской, и женский корни
(этим попутно объясняется, как в первом варианте истории творения в книге
Бытия и мужчина, и женщина могли быть сотворены по образу Элохима), - все
остальные обращения к божеству, такие, как Царь, Господь или Пастырь,
являются специфически мужскими.
Если мы отнесемся к Библии, как к социально нормативной литературе, то
отсутствие Богини явится единственным важным указанием на то, какой
общественный порядок стремились утвердить и удержать те мужчины, что в
течение многих веков писали и переписывали этот религиозный документ. Ибо