производстве материальных благ путем более активного участия
рабочих в повседневном принятии экономических решений и распределении
прибылей, когда наиболее важным фактором экономического развития становится
развитие человека, а далее все это связано с миром во всем мире, правами
человека, экологическими движениями, порывом к большему экономическому
и социальному признанию' потребностей и прав женщин и детей, а отсюда - к
возникновению новой духовности, ориентированной уже не на то, чтобы
контролировать и подавлять 'изначально греховное' человечество, но на то,
чтобы дать людям силы жить и трудиться в лучшем мире, расположенном не
где-то там далеко, на небесах, но прямо тут, на земле.
От бесправия к власти
Как подробно показано на страницах книги, в модели партнерства
основополагающим принципом организации является взаимосвязь или
взаимодействие. Поэтому различие, будь то между женщинами и мужчинами, или
между религиями, расами и национальностями, не тождественно в ней
неполноценности или превосходству. .'
В противоположность этому, модель господства основана на силе и
поддерживаемой страхом иерархий. Отсюда эта модель по определению ведет к
бесправию. Другими словами, она лишает нас права на выбор в основных
вопросах нашей жизни. Это верно не только в отношении тех, кто внизу, но и
тех, кто на самом верху. Ибо если подвластные живут в страхе, то и
властители всегда должны быть настороже, иначе их могут скинуть. Более того,
чтобы успешно угнетать - других и господствовать над ними, они все время
вынуждены подавлять часть своей личности, чувства симпатии и сострадания.
Идея обретения власти - главное в переходе от общества господства к
обществу партнерства. Не случайно, что само понятие обретения власти
становится столь расхожим, как не случайно и то, что оно было практически
неизвестно в жестких режимах господства. Ведь порыв к.модели партнерства-это
порыв к обретению власти. Только власть эта иная, как мы подробно увидим
далее. Это власть, символом которой является не Клинок, а, скорее, Чаша.
Особое внимание в книге уделено тому, что имеет такое, значение на этом
критическом переломе мировой, истории, а именно обретению власти женской
половиной, человечества, и вместе с этим созданию социальной системы, где
так называемые женские качества и ценности, такие, как забота, сострадание,
отказ от насилия, получат на деле (а не только на словах) приоритет.
Более того, в ней будет показано, что неудача и американского
капитализма, и советского социализма в создании справедливой экономической
системы, где люди не эксплуатируют друг друга, связан с доселе невидимыми
экономическими факторами. Например, в обеих системах только половина
населения продолжает нести двойной груз. И в Соединенных Штатах, и в
Советском Союзе женщины работают дольше на рабочем месте, и обычно за
меньшую плату, и никто не признает их экономический вклад в домашнее
хозяйство. И пока мы будем принимать эту несправедливость как нечто само
собой разумеющееся в нашей повседневной жизни дома, до тех пор будет
сохраняться социальная и экономическая система (все равно, капиталистическая
она или социалистическая), при которой одни будут работать больше и получать
меньше, а другие - работать меньше и получать больше.
Я хочу подчеркнуть здесь, как и повсюду в книге, что обретение власти
женщиной не означает бесправия мужчины. Скорее, это является предварительным
условием подлинного партнерства между мужчинами и женщинами, и вместе с этим
придет конец многим проблемам (от нанесения побоев женам и человеческого, и
финансового бремени алкоголизма до постоянной напряженности, которую мы так
часто наблюдаем в отношениях между женщинами и мужчинами), столь омрачающим
повседневную жизнь людей. Одновременно это составит пока что отсутствующее
основание мира, в котором права человека будут полностью уважать на деле, а