Риан Айслер

Чаша и клинок

производстве материальных благ путем более активного участия

рабочих в повседневном принятии экономических решений и распределении

прибылей, когда наиболее важным фактором экономического развития становится

развитие человека, а далее все это связано с миром во всем мире, правами

человека, экологическими движениями, порывом к большему экономическому

и социальному признанию' потребностей и прав женщин и детей, а отсюда - к

возникновению новой духовности, ориентированной уже не на то, чтобы

контролировать и подавлять 'изначально греховное' человечество, но на то,

чтобы дать людям силы жить и трудиться в лучшем мире, расположенном не

где-то там далеко, на небесах, но прямо тут, на земле.


От бесправия к власти


Как подробно показано на страницах книги, в модели партнерства

основополагающим принципом организации является взаимосвязь или

взаимодействие. Поэтому различие, будь то между женщинами и мужчинами, или

между религиями, расами и национальностями, не тождественно в ней

неполноценности или превосходству. .'

В противоположность этому, модель господства основана на силе и

поддерживаемой страхом иерархий. Отсюда эта модель по определению ведет к

бесправию. Другими словами, она лишает нас права на выбор в основных

вопросах нашей жизни. Это верно не только в отношении тех, кто внизу, но и

тех, кто на самом верху. Ибо если подвластные живут в страхе, то и

властители всегда должны быть настороже, иначе их могут скинуть. Более того,

чтобы успешно угнетать - других и господствовать над ними, они все время

вынуждены подавлять часть своей личности, чувства симпатии и сострадания.

Идея обретения власти - главное в переходе от общества господства к

обществу партнерства. Не случайно, что само понятие обретения власти

становится столь расхожим, как не случайно и то, что оно было практически

неизвестно в жестких режимах господства. Ведь порыв к.модели партнерства-это

порыв к обретению власти. Только власть эта иная, как мы подробно увидим

далее. Это власть, символом которой является не Клинок, а, скорее, Чаша.

Особое внимание в книге уделено тому, что имеет такое, значение на этом

критическом переломе мировой, истории, а именно обретению власти женской

половиной, человечества, и вместе с этим созданию социальной системы, где

так называемые женские качества и ценности, такие, как забота, сострадание,

отказ от насилия, получат на деле (а не только на словах) приоритет.

Более того, в ней будет показано, что неудача и американского

капитализма, и советского социализма в создании справедливой экономической

системы, где люди не эксплуатируют друг друга, связан с доселе невидимыми

экономическими факторами. Например, в обеих системах только половина

населения продолжает нести двойной груз. И в Соединенных Штатах, и в

Советском Союзе женщины работают дольше на рабочем месте, и обычно за

меньшую плату, и никто не признает их экономический вклад в домашнее

хозяйство. И пока мы будем принимать эту несправедливость как нечто само

собой разумеющееся в нашей повседневной жизни дома, до тех пор будет

сохраняться социальная и экономическая система (все равно, капиталистическая

она или социалистическая), при которой одни будут работать больше и получать

меньше, а другие - работать меньше и получать больше.

Я хочу подчеркнуть здесь, как и повсюду в книге, что обретение власти

женщиной не означает бесправия мужчины. Скорее, это является предварительным

условием подлинного партнерства между мужчинами и женщинами, и вместе с этим

придет конец многим проблемам (от нанесения побоев женам и человеческого, и

финансового бремени алкоголизма до постоянной напряженности, которую мы так

часто наблюдаем в отношениях между женщинами и мужчинами), столь омрачающим

повседневную жизнь людей. Одновременно это составит пока что отсутствующее

основание мира, в котором права человека будут полностью уважать на деле, а

не только в теории. Ведь, в конце концов, женщины