Риан Айслер

Чаша и клинок

/>

время в Палестине библейские мифы, на которых основаны иудаизм, христианство

и ислам, в очередной раз были отредактированы (отброшено лишнее, добавлено

недостающее) группой иудейских священников, названной учеными священнической

школой (обозначенной буквой Р). Это обозначение отличает их от ранних

переработчиков, школы Элохим, или Е, работавших в Израиле, и J, или школы

Яхве из южного царства Иудеи. Группы Е и J ранее уже переработали

вавилонскую и ханаанскую мифологию, а также еврейскую историю. Теперь группа

Р начала свою работу над этими разнородными древними текстами, пытаясь

создать новый священный сборник. Их целью было, говоря словами комментаторов

знаменитой Дартмутской Библии, 'воплотить в жизнь проект теократического

государства'.

Те же ученые отмечают, что, независимо от того, повлекла ли за собой

эта предпринятая из политических соображений переделка заговор идей, она,

несомненно, включала заговор поступков, конспиративность этих действий. 'Они

соединили материалы Е и J, - пишут комментаторы Дартмутской Библии о

священнической школе (Р), - добавив тексты Р (...). Характер этого

позднейшего добавления удивляет тех, кто не знаком с работами авторов

священнической школы. Считается, что оно включает почти половину Пятикнижия,

так как многие библеисты приписывают Р одиннадцать глав из пятидесяти книги

Бытия, одиннадцать из сорока - в Исходе, двадцать восемь - из тридцати шести

- в Числах и всю книгу Левит.

К тому же многие тексты, ранее считавшиеся священными, например, части

так называемого Апокрифа, были опущены. Более того, как читаем в той же

Дартмутской Библии, 'отнеся ее истоки в далекое прошлое и приписав

божественное происхождение различным обрядам, узаконили религиозную практику

того времени'. В общем, последняя переработка книги, дошедшей до нас под

именем Ветхого Завета, 'имела характер компиляции'.

Это объясняет, почему, несмотря на попытки 'создать впечатление

целостности', мы находим в Библии так много противоречий и несоответствий.

Одним из известных примеров являются две версии создания человека (Быт. 1).

Первая версия говорит о том, что Бог создал мужчину и женщину одновременно.

Вторая, более разработанная, сообщает, что Ева была создана позже из ребра

Адама.

Многие из этих несоответствий - очевидный ключ к продолжающимся спорам

между старой действительностью, сохранявшейся в культуре, и новой, которую

пытались насаждать священники. Иногда столкновение между старыми и новыми

нормами очевидно, как в случае с первой человеческой парой (равноправие

против мужского превосходства). Однако чаще конфликт старого и нового не

столь явен.

Удивительный тому пример - библейская трактовка змея. В самом деле,

роль, которую играл змей в изгнании человечества из сада Эдема, обретает

смысл только в контексте более древней реальности, в которой змей был

главным символом Богини.

В археологических находках времен неолита змей является наиболее частым

мотивом. Как отмечает Гимбутас, 'мотивы змеи и ее абстрактного обозначения,

спирали, преобладали в искусстве Древней Европы'. Она также отмечает, что

связь змеи и Богини сохранилась и в исторические времена, не только в

первоначальной форме, как на Крите, но и в греческих и римских мифах, как

например, мифы об Афине, Гере, Деметре, Атаргатис.

Вокруг шеи богини, найденной в Месопотамии на раскопках поселения XXIV

в. до н. э., обвивалась змея. Почти идентичная фигурка, датирующаяся 100 гг.

до н. э., обнаружена в Индии. В древнеегипетской мифологии кобра Уаджит

считается Созидательницей мира. Ханаанская богиня Астарта изображалась со

змеем. На шумерском барельефе 'Богиня Древа Жизни' (2500-е гг. до н. э.)

рядом с двумя изображениями Богини - две змеи.

Этот символ Богини был столь важен, столь глубоко и повсеместно

почитаем, что его невозможно было просто игнорировать. Переделывая мышление

в угоду интересам новой системы, змея надо было либо приспособить как символ

новых правящих классов,