из бронзы, шлемов и боевых топориков из полудрагоценных камней и
кремневых наконечников - связано с путями рассеивания курганского народа', -
пишет Гимбутас.
Сдвиг в культурной эволюции
Мы ни в коем случае не хотим сказать, что единственной причиной
радикальных изменений в культурной эволюции западного общества явились
завоевательные войны. Как увидим далее, этот процесс был намного сложнее.
Однако не вызывает сомнений
то, что с самого начала военные действия были существенным инструментом
в замещении модели партнерства моделью господства. А война и другие формы
социального насилия продолжали играть центральную роль в отклонении нашей
культурной эволюции от направления партнерства в сторону господства.
Смена модели партнерства моделью господства в
общественной системе происходила постепенно. Однако события,
подтолкнувшие эти изменения, были относительно внезапными и в то время
непредсказуемыми. То, о чем говорят нам археологические документы,
удивительно созвучно новому научному учению о непредсказуемых изменениях -
или о том, как равновесие или примерное равновесие стабильной системы могут
относительно быстро перейти в далекое от равновесия, или хаотичное,
состояние. Еще более замечательно то, как это радикальное изменение в нашей
культурной эволюции в определенных аспектах
соответствует нелинейной эволюционной модели 'прерывистого равновесия',
предложенной Элдриджем и Гоулдом, с появлением 'периферийных изолированных'
в критических 'точках разветвления (бифуркации)' 19.
'Периферийные изолированные', появившиеся теперь буквально с окраин
Земли (голые степи севера и безводные пустыни юга) не были другим
человеческим видом. Однако, прервав длительное ровное развитие, направляемое
партнерской моделью общества они принесли с собой совершенно иную систему
общественного строя.
В ее основе лежало возвеличивание силы, скорей отбирающей, нежели
дающей жизнь. Это была сила, чьим символом стал 'мужской' Клинок, которому,
как свидетельствуют раннекурганские пещерные рисунки, буквально поклонялись
индоевропейцы. Ибо в их обществе господства, управляемом богами - и
мужчинами-воителями, это была высшая сила.
С появлением на доисторическом горизонте этих захватчиков - а не
потому, что, как иногда говорят, мужчины постепенно обнаружили свою немалую
роль в продолжении рода, - Богиня и женщина были снижены до положения жены
или наложницы. Постепенно мужское господство, военные действия и порабощение
женщин и более мягких, более 'женственных' мужчин стало нормой.
В следующем отрывке из работы Гимбутас коротко характеризуются глубокие
различия, что существовали между этими двумя общественными системами, и то,
как круто менялись нормы жизни под воздействием 'периферийных изолированных'
- в данном случае - 'периферийных захватчиков'.
'Древнеевропейская и курганская культуры прямо противоположны.
Европейцы, занимавшиеся в основном земледелием, жили оседло в больших,
хорошо обустроенных городах. Отсутствие фортификационных сооружений и оружия
говорит о мирном характере этой эгалитарной, возможно, матрилинейной и
матрилокальной цивилизации. Курганская система состояла из патрилинейных,
социально расслоенных общин, селившихся на время там, где пасся их скот. Два
разных вида экономики: одна, основанная на земледелии, другая - на
скотоводстве и пастушестве, - породили две противоположные идеологии. В
центре древнеевропейской системы верований лежал земледельческий цикл:
рождение - смерть - возрождение, воплощенный в женском образе, образе
Матери-Прародительницы. Курганская идеология, как показывает сравнительная
индоевропейская мифология, воспевала мужественных, доблестных богов-воинов,
повелителей сверкающих и грозовых небес. В древнеевропейской образности
оружие отсутствует; кинжал и боевой топорик - главные символы курганцев,
которые, как и все известные в истории индоевропейцы славили смертоносную