из
Тиссы (юго-восточная Венгрия) или Богиня с колонноподобной годовой и
сложенными руками из Румынии (ок. 5000 г. до н. э.); или мраморная фигура
Богини из Тель-Азмака (Болгария) со схематически изображенными руками и
акцентированным лобковым треугольником (ок. 6000 г. до н. э.). Третьи
прекрасны, как например терракотовая консоль с женской грудью, напоминающая
классическую греческую статую крылатой Ники. Четвертые, такие, как кресты,
вырезанные на месте пупка или около грудей Богини, рождают вопросы о древнем
значении некоторых наших собственных важнейших символов.
На многих лежит налет фантазии, сказочной и причудливой, вызывающий
мысли о тайных ритуалах и давно забытых мифах. Например, скульптура из
Винчи- женщина с лицом птицы и ребенок с лицом птицы, которого она держит в
руках, покажутся нам участниками ритуального действа, разыгрывающими сюжет о
Богине-птице и о ее божественном дитяти. Точно так же, терракотовая голова
быка с человеческими глазами из Македонии (4000 г. до н. э.) кажется маской
героя некоторых других ритуалов и мифов неолита.
Среди этих фигур некоторые символизируют космические силы,
благосклонные, либо угрожающие. Другие имеют юмористический характер, как,
например, фигура человека в маске и с голым брюхом, описанная Гимбутас как
'комический актер'. Есть и так называемые космические яйца (по Гимбутас).
Они тоже являются символами Богини, чье тело и божественная Чаша, содержащая
чудо рождения и способность превратить смерть в жизнь через таинственный
цикл возрождения природы.
В самом деле, тема единства всего в природе, воплощенная в образе
Богини, пронизывает искусство неолита. Высшая сила, управляющая Вселенной, -
здесь божественная Мать, дающая жизнь людям, питающая их материальной и
духовной пищей и после смерти забирающая их обратно в свое космическое лоно.
В Чатал-Хююке, к примеру, мы находим изображения беременной и рожающей
Богини. Порой ее сопровождают могучие животные - леопарды и, чаще, быки.
Символизируя единство всего живого, она сама иногда изображается как
получеловек-полуживотное. Даже в своих темных, как говорят ученые,
хтонических, или подземных, воплощениях Богиня предстает частью
естественного порядка. Жизнь рождается от нее, к ней возвращается в смерти,
чтобы снова родиться.
Можно утверждать, что хтонический облик Богини - ее сюрреалистические,
даже гротескные изображения - возник из попыток наших предков овладеть
темными сторонами действительности, наделив свои страхи именами и формой.
Эти хтонические образы - маски, стенопись, статуэтки, воплощающие смерть в
фантастической, а иногда и юмористической форме, - должны были внушить
верующему чувство мистического единства с силами добра и зла, правящими
миром.
Так, воспевая жизнь, образность религиозных обрядов признавала и чтила
разрушительные силы природы. Одни ритуалы и церемонии призваны были дать
личности или сообществу ощущение сопричастности животворным природным
явлениям и даже господства над ними, другие направлены на то, чтобы держать
в узде самые страшные.
Разнообразные изображения Богини в ее двойственном - жизнь-смерть -
облике отражают такое мировоззрение, где основная цель - не завоевывать и
грабить, но обрабатывать землю, добывать себе пропитание - материальное и
духовное. А в целом искусство неолита и даже более развитое минойское
искусство утверждают, что главное назначение мистических сил, управляющих
Вселенной, - не требовать послушания, не карать и разрушать, но скорее
давать.
Мы знаем, что искусство, особенно религиозное или мифологическое,
отражает не только взгляды людей, но и их социальную организацию. Искусство,
в центре которого стоит образ Богини и характерно отсутствуют сюжеты,
связанные с мужским господством и военными действиями, отразило такой
общественный порядок, где женщины, вначале как главы кланов и жрицы, а