Более того, влияние верхнего палеолита
определенно сказывается и во 'многих обрядах: использование красной охры в
захоронениях; полы, окрашенные в красный цвет;
собрания сталактитов, окаменелостей, раковин - это лишь несколько
примеров'.
Пока высокоразвитое, тонко стилизированное искусство позднего
палеолита, замечает далее Меллаарт, считалось лишь 'выражением охотничьей
магии - взгляд, заимствованный у отсталых обществ вроде австралийских
аборигенов', не приходилось рассчитывать, что удастся 'установить связь с
позднейшим культом плодородия Ближнего Востока, центральными фигурами
которого были Великая богиня и ее сын, даже если наличие такой богини во
времена верхнего палеолита трудно было бы отрицать - а оно и не отрицается'.
Теперь положение 'коренным образом изменилось в свете имеющихся данных'.
Другими словами, неолитическая культура Чатал-Хююка и Хаджилара
обеспечила нас обширной информацией о периоде между веком палеолита и более
поздними, технически более развитыми Медным и Бронзовым веками. Как пишет
Меллаарт, 'Чатал-Хююк и Хаджилар явились связующим звеном между этими двумя
великими школами искусства. Между этими двумя школами искусства. Между
религиозными воззрениями Чатал-Хююка, Хаджилара и далее, до великой Матери
Богини древнего и классического периодов существует явная преемственность'.
Как в искусстве палеолита, женские изображения и символы занимают
центральное положение и в искусстве Чатал-Хююка, где повсюду найдены алтари
и фигурки Богини. Более того, в искусстве неолита они характерны и для
других районов Ближнего к Среднего Востока. Например, в неолитическом
поселении Иерихона (ныне Израиль), где люди уже за 7 тысяч лет до н. э.
штукатурили кирпичные дома и некоторые имели глиняные печи, были найдены
глиняные фигурки Богини. В Телль ас-Савване, поселении на берегах Тигра,
известном своим ранним орошенным земледелием и керамикой удивительного
геометрического стиля Самарры, среди разнообразных фигурок обратили внимание
своей утонченной раскраской женские скульптуры. В неолитическом поселении на
севере Сирии, где обнаружены самые древние изделия из кованой меди,
древнейшие глиняные кирпичи, встречаются, даже в самых глубоких слоях,
подобные фигурки. Поздние аналогии этим фигуркам и скульптурам мы находим в
Джармо, а также в Сескло, где они изготовлялись даже до того, как появилась
керамическая посуда.
Многочисленные фигурки и символы Богини обнаружены на обширнейшей
территории Ближнего и Среднего Востока. Ранее в руках у археологов оказалось
большое количество женских терракотовых фигурок еще дальше на восток, в
Хараппе и Мохенд-жо-Даро (Индия). И они, как писал сэр Джон Маршалл,
изображают Богиню, 'очень похожую на великую Богиню-Мать'. Фигурки Богини
были также найдены далеко на западе Европы, в кромлехах Стонхендж и Эвбери
(Англия), в так называемых мегалитических постройках. Мегалитические
постройки встречаются также и на юге, на средиземноморском острове Мальта,
где обнаружено огромное захоронение из семи тысяч единиц, бывшее, очевидно,
важнейшим святилищем, где исполнялись обряды, в которых, как пишет Джеймс,
'Богиня-Мать играла, вероятно, существенную роль'.
Постепенно вырисовывается новая картина происхождения и развития как
цивилизации, так и религии. Аграрное хозяйство неолита стало основой того
развития цивилизации, которое шло на протяжении тысячелетий вплоть до наших
дней. И почти повсеместно, там, где сделаны были первые шаги в материальном
и социальном прогрессе,, присутствует, общая черта: культ Богини.
Что означают для нас эти находки? И почему мы должны принять эту новую
точку зрения на наше культурное развитие взамен освященных веками
андроцентрических взглядов, о которых так приятно почитать на ночь в
роскошно иллюстрированной Книге или побеседовать за чашечкой кофе?
Одна из причин - находки женских фигурок и других объектов, связанных с