Риан Айслер

Чаша и клинок

Более того, влияние верхнего палеолита

определенно сказывается и во 'многих обрядах: использование красной охры в

захоронениях; полы, окрашенные в красный цвет;

собрания сталактитов, окаменелостей, раковин - это лишь несколько

примеров'.

Пока высокоразвитое, тонко стилизированное искусство позднего

палеолита, замечает далее Меллаарт, считалось лишь 'выражением охотничьей

магии - взгляд, заимствованный у отсталых обществ вроде австралийских

аборигенов', не приходилось рассчитывать, что удастся 'установить связь с

позднейшим культом плодородия Ближнего Востока, центральными фигурами

которого были Великая богиня и ее сын, даже если наличие такой богини во

времена верхнего палеолита трудно было бы отрицать - а оно и не отрицается'.

Теперь положение 'коренным образом изменилось в свете имеющихся данных'.

Другими словами, неолитическая культура Чатал-Хююка и Хаджилара

обеспечила нас обширной информацией о периоде между веком палеолита и более

поздними, технически более развитыми Медным и Бронзовым веками. Как пишет

Меллаарт, 'Чатал-Хююк и Хаджилар явились связующим звеном между этими двумя

великими школами искусства. Между этими двумя школами искусства. Между

религиозными воззрениями Чатал-Хююка, Хаджилара и далее, до великой Матери

Богини древнего и классического периодов существует явная преемственность'.

Как в искусстве палеолита, женские изображения и символы занимают

центральное положение и в искусстве Чатал-Хююка, где повсюду найдены алтари

и фигурки Богини. Более того, в искусстве неолита они характерны и для

других районов Ближнего к Среднего Востока. Например, в неолитическом

поселении Иерихона (ныне Израиль), где люди уже за 7 тысяч лет до н. э.

штукатурили кирпичные дома и некоторые имели глиняные печи, были найдены

глиняные фигурки Богини. В Телль ас-Савване, поселении на берегах Тигра,

известном своим ранним орошенным земледелием и керамикой удивительного

геометрического стиля Самарры, среди разнообразных фигурок обратили внимание

своей утонченной раскраской женские скульптуры. В неолитическом поселении на

севере Сирии, где обнаружены самые древние изделия из кованой меди,

древнейшие глиняные кирпичи, встречаются, даже в самых глубоких слоях,

подобные фигурки. Поздние аналогии этим фигуркам и скульптурам мы находим в

Джармо, а также в Сескло, где они изготовлялись даже до того, как появилась

керамическая посуда.

Многочисленные фигурки и символы Богини обнаружены на обширнейшей

территории Ближнего и Среднего Востока. Ранее в руках у археологов оказалось

большое количество женских терракотовых фигурок еще дальше на восток, в

Хараппе и Мохенд-жо-Даро (Индия). И они, как писал сэр Джон Маршалл,

изображают Богиню, 'очень похожую на великую Богиню-Мать'. Фигурки Богини

были также найдены далеко на западе Европы, в кромлехах Стонхендж и Эвбери

(Англия), в так называемых мегалитических постройках. Мегалитические

постройки встречаются также и на юге, на средиземноморском острове Мальта,

где обнаружено огромное захоронение из семи тысяч единиц, бывшее, очевидно,

важнейшим святилищем, где исполнялись обряды, в которых, как пишет Джеймс,

'Богиня-Мать играла, вероятно, существенную роль'.

Постепенно вырисовывается новая картина происхождения и развития как

цивилизации, так и религии. Аграрное хозяйство неолита стало основой того

развития цивилизации, которое шло на протяжении тысячелетий вплоть до наших

дней. И почти повсеместно, там, где сделаны были первые шаги в материальном

и социальном прогрессе,, присутствует, общая черта: культ Богини.

Что означают для нас эти находки? И почему мы должны принять эту новую

точку зрения на наше культурное развитие взамен освященных веками

андроцентрических взглядов, о которых так приятно почитать на ночь в

роскошно иллюстрированной Книге или побеседовать за чашечкой кофе?

Одна из причин - находки женских фигурок и других объектов, связанных с

гиноцентрическими (посвященными женщине-Богине) религиями