Торговые связи, по всей
вероятности, прекрасно стимулировали культурное развитие... Рисунки,
выгравированные на керамике, доказывают использование лодок, наличия с
шестого тысячелетия'.
Приблизительно между 7000 и 3500 гг. до н. э. у древних европейцев
развилась сложная социальная структура, включавшая ремесленную
специализацию. Сложились институты религии и управления. Для производства
инструментов и украшений использовались медь и золото. Существовали даже
зачатки письма. По словам Гимбутас, 'если определить цивилизацию как умение
данных людей приспособиться к окружающей среде и развить соответствующие
искусства, технику, письмо и общественные отношения, то очевидно, что
Древняя Европа достигла значительного успеха'.
Мы традиционно представляем себе древних европейцев как варварские
племена, которые, настойчиво продвигаясь на юг, превзошли своей жестокостью
даже римлян, разорив в конце концов Рим. Поэтому столь неожиданны и
удивительны оказались добытые ' лопатой археолога доказательства того, что
древнеевропейское общество имело по существу мирный характер. 'Древние
европейцы никогда не пытались жить в
-неудобных местах, на крутых возвышенностях, как что делали позднее
индоевропейцы, которые сооружали на
холмах неприступные крепости,- пишет Гимбутас.- Древние европейцы
предпочитали красивые места, с хорошей водой и почвой, с доступными
пастбищами. Типичное отсутствие сильных крепостей и колющего оружия говорит
о мирном характере большинства эчих творческих народов'.
Более того, здесь, как и в Чатал-Хююке и Хаджи-ларе, где не наблюдалось
никаких следов военных разрушений более чем за 5 тысяч лет, археологические
свидетельства указывают, что мужское господство на было нормой.
'Существовало разделение труда между полами, но не господство одного над
другим,- пишет Гимбутас. - На кладбище Винчи, насчитывающем 53 могилы,
мужские и женские захоронения практически не отличаются по богатству
убранства... С точки зрения положения женщины свидетельства Винчи указывают
на равноправное и явно непатриархальное общество. То же можно сказать и о
Варне: я не вижу никакой субординации, присущей патриархальной
мужской-женской шкале ценностей'. Гимбутас подчеркивает то, что многие
стараются не замечать: в этих обществах нет неравенства полов, которое лежит
'в природе человека'.
'Равноправие мужчин и женщин демонстрируется убранством могил
практически на всех известных кладбищах древней Европы', - пишет Гимбутас.
Она также отмечает многочисленные указания на то, что это было матрилинейное
общество - общество, в котором родство и наследование велось по линии
матери. Более того, она замечает, что судя по археологическим
свидетельствам, женщины играли ведущие роли во всех аспектах
древнеевропейской жизни.
'В моделях домов-святилищ и храмов и в останках настоящих храмов,-
пишет Гимбутас,- женщины изображены возглавляющими подготовку и исполнение
ритуалов, посвященных различным аспектам и функциям Богини. Огромные силы
тратились на создание предметов культа и ритуальных даров. В храмовых
мастерских женщины изготавливали и украшали множество сосудов для различных
ритуалов. Рядом с алтарем храма - вертикальный ткацкий станок, на котором,
возможно, ткались священные одежды и храмовые аксесуары. Наиболее изощренные
из дошедших до нас творений Древней Европы - изысканные вазы, скульптуры и
т. д. были созданы женщиной'.
Художественное наследие, оставленное нам этими древнейшими
сообществами, где культ Богини был центром всей жизни, - все еще извлекается
из земли лопатой археолога. К 1974 году, когда Гимбутас впервые опубликовала
компендиум находок из ее собственных раскопок и раскопок других трех тысяч
поселений, было обнаружено не менее тридцати тысяч миниатюрных скульптур из
глины, мрамора, кости, меди и золота, в дополнение к огромному количеству