в котором 'вся
жизнь проходила под знаком пламенной веры в богиню-Природу, источник всего
мироздания и гармонии'. На Крите, по всей видимости, в последний раз в
истории преобладал дух гармонии между женщинами и мужчинами, как радостными
и равноправными участниками жизни. Именно этот дух освещает художественную
традицию Крита, традицию, которая по словам тог же Плейтона, уникальна в
своем 'восхищении красотой, грацией и движением' и в своем 'наслаждении
жизнью и близостью к природе'.
Некоторые ученые описали минойскую жизнь как 'совершенное воплощение
идеи Homo Ludens - 'человека играющего', который выражает высшие
человеческие импульсы через радостную и в то же время полную мифического
смысла ритуальную и художественную игру. Другие попытались выразить сущность
критской культуры такими словами, как 'чувствительность', 'изящество жизни'
и 'любовь к красоте и природе'. И, хотя некоторые ученые (например, Сайрус
Гордон) пытаются умалить или как-то пересмотреть критский феномен в
соответствии со всеобщим предубеждением, приписывающим древности более
воинственный характер и меньшую духовность (кроме иудеев), мы, большинство
ученых, преисполнены восхищения.
Ибо здесь мы встречаемся с богатой, технически и культурно развитой
цивилизацией, в которой, как пишут археологи Ханс Гюнтер Бушхольтц и Вассос
Карагеоргис, 'все художественные средства - а на самом деле жизнь в целом, а
также смерть - были. глубоко подкреплены всепроникающей и вездесущей
религией'. Однако, в отличие от остальных развитых цивилизаций этого
времени, эта религия и отражала, и усиливала общественный строй, в котором,
цитируя Н. Плейтона, 'страх смерти почти вытеснен всеобщей радостью жизни'.
Более сдержанные ученые, такие, как сэр Леонард Вулли, описали
минойское искусство как 'наиболее вдохновенное в древнем мире'. Археологи и
историки искусства всего мира использовали такие выражения как 'очарование
волшебного мира' и полное отражение красоты жизни, когда-либо известное
миру'.
Не только критское искусство, все эти волшебные фрески, изображающие
разноцветных куропаток, фантастических грифонов и элегантных женщин,
причудливые золотые миниатюры, тонкие ювелирные изделия и изящные статуэтки,
но и критское общество поразило ученых.
Например, одной из замечательных особенностей, сильно отличающих его от
других древних развитых цивилизаций, было равноправное разделение достояния.
'Уровень жизни, даже у крестьян, был довольно высок, - сообщает Плейтон. -
Ни один из найденных на сегодняшний день домов не предполагает очень бедной
жизни'.
Конечно, Крит был не богаче Египта или Вавилона. Но зная, каковы были
экономические и социальные различия между верхущкой общества и низами, в
других 'развитых' цивилизациях, отметим, что способы распределения и
использования богатств на острове с самого начала были совершенно иными.
Со времени первых поселений, хозяйство его было в основном аграрным. С
течением времени все большее значение стали приобретать разведение скота,
развитие промышленности и особенно торговля- огромный торговый флот
господствовал в Средиземном мире. И хотя основу общественного строя
составлял вначале матрилинейный 'генос', или клан, примерно с 2000 года до
н. э. в критском обществе наметились процессы централизации. Ко времени
средне- и поздне-минойского (по классификации сэра Артура Эванса) или
древне- и новодворцового периодов (по Плейтону) относятся свидетельства
централизованного административного управления во дворцах Крита.
Но централизация не создала здесь автократического правления. Не
принесла она с собой ни использования развитой технологии лишь в интересах
правящего меньшинства, ни такой эксплуатации и огрубления масс, которые были
столь ярко выражены в других цивилизациях той эпохи. Хотя на Крите и
существовал богатый правящий класс, но нет указаний (в отличие от более