Риан Айслер

Чаша и клинок

ускоренно стали развиваться технологии

разрушения и подавления, и процесс этот продолжался через все века вплоть до

нашего взрывоопасного времени.

Поскольку мы не привыкли смотреть на историю в свете той или иной

общественной модели, которая формирует наше прошлое, настоящее и будущее,

нам трудно оценить, какое глубокое воздействие они оказали на культурное

развитие. Вот почему так важен другой источник, подтверждающий, что примерно

пять тысяч лет назад оно претерпело изменения. В отличие от 'теории хаоса',

этот источник не нов. Это нечто, хорошо нам знакомое, нечто, давно

прижившееся в нашем мышлении, - сокровищница священных, светских и научных

мифов западной цивилизации, в которой скрыта реальность древнего и лучшего

прошлого.


Золотое поколение и легенда об Атлантиде


Древний поэт Гесиод, писавший в конце того периода, который западные

историки называют греческим Темным веком, - через триста или четыреста лет

после нашествий дорийцев, - сообщает о том, что некогда существовало

'золотое поколение'. Гесиод пишет: 'Недостаток был им ни в чем не известен /

Большой урожай и обильный / сами давали собой хлебодарные земли / Они же

сколько хотелось, трудились / спокойно сбирая богатства / Стад обладатели

многих / любезные сердцу блаженных'.

Но на смену этому поколению 'с спокойной и ясной душою' пришло 'более

низкое' 'поколение из серебра', которое, в свою очередь, уступило место

поколению медному'. 'Были те люди могучи и странны... Любили грозное дело

Арея, насильщину'. Гесиод описывает, как эти люди - теперь очевидно, что это

были ахейцы Бронзового века, - принесли с со5ой войну.

В отличие от двух предыдущих народов они не были мирными земледельцами,

'хлеба не ели. Крепче железа был дух их могучий'.

О третьем 'поколении' Гесиода историк Джон Мэнсли Робинсон пишет: 'Мы

знаем, кто были эти люди. Они пришли с севера, примерно в 2000 г. до н. э.,

неся с собой оружие из бронзы. Они обосновались на материке, построили

грандиозные микенские крепости и оставили после себя документы, написанные

линейным письмом Б, которое, как нам теперь известно, является древней

формой греческого языка... Они захватили территорию на юге до Крита и на

востоке до побережья Малой Азии, где разграбили город Трою к началу XII века

до н. э.'.

Однако для Гесиода микенские потомки ахейцев и покоренных ими народов

были четвертым самостоятельным 'поколением'. Оно было 'справедливее прежних

и лучше', - пишет Гесиод. Как и Гомер, он идеализирует этих людей, которые

смогли отказаться от многих варварских обычаев и восприняли более

цивилизованные традиции Древней Европы.

Но затем на историческом горизонте Европы появилось 'пятое поколение'.

Это были люди, которые правили Грецией во времена Гесиода и из которых

происходил он сам. 'Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше

его умереть я хотел бы иль позже родиться'. Как замечает Робинсон, люди

'пятого поколения' были дорийцами, своим железным оружием они разрушили

микенский оплот и захватили эти земли.

Соответствие гесиодовских медного и железного поколений ахейским и

дорийским захватчикам Греции признано наукой. Однако гесиодовское описание

'золотого века' мирных земледельцев, которые еще не поклонялись Аресу, богу

войны, устойчиво считалось фантазией.

Долгое время это предубеждение относилось и к, возможно, самому

известному греческому мифу о древнем и лучшем времени, к легенде об

Атлантиде, где, согласно Плейтону, некогда процветала великая и благородная

цивилизация, которую поглотило море. Плейтон разместил ее в Атлантическом

океане, основываясь, скорее всего, на рассказе египетских жрецов,

пересказанном Солоном, которые утверждали, что она лежала 'далеко на западе'

и датировали ее более поздним временем. Однако, как пишет Дж. В. Льюс в

работе 'Конец Атлантиды', некоторые черты плейтоновской Атлантиды являются

'поразительно точным слепком минойской империи в XVI веке до н. э.'. Или,

как