ускоренно стали развиваться технологии
разрушения и подавления, и процесс этот продолжался через все века вплоть до
нашего взрывоопасного времени.
Поскольку мы не привыкли смотреть на историю в свете той или иной
общественной модели, которая формирует наше прошлое, настоящее и будущее,
нам трудно оценить, какое глубокое воздействие они оказали на культурное
развитие. Вот почему так важен другой источник, подтверждающий, что примерно
пять тысяч лет назад оно претерпело изменения. В отличие от 'теории хаоса',
этот источник не нов. Это нечто, хорошо нам знакомое, нечто, давно
прижившееся в нашем мышлении, - сокровищница священных, светских и научных
мифов западной цивилизации, в которой скрыта реальность древнего и лучшего
прошлого.
Золотое поколение и легенда об Атлантиде
Древний поэт Гесиод, писавший в конце того периода, который западные
историки называют греческим Темным веком, - через триста или четыреста лет
после нашествий дорийцев, - сообщает о том, что некогда существовало
'золотое поколение'. Гесиод пишет: 'Недостаток был им ни в чем не известен /
Большой урожай и обильный / сами давали собой хлебодарные земли / Они же
сколько хотелось, трудились / спокойно сбирая богатства / Стад обладатели
многих / любезные сердцу блаженных'.
Но на смену этому поколению 'с спокойной и ясной душою' пришло 'более
низкое' 'поколение из серебра', которое, в свою очередь, уступило место
поколению медному'. 'Были те люди могучи и странны... Любили грозное дело
Арея, насильщину'. Гесиод описывает, как эти люди - теперь очевидно, что это
были ахейцы Бронзового века, - принесли с со5ой войну.
В отличие от двух предыдущих народов они не были мирными земледельцами,
'хлеба не ели. Крепче железа был дух их могучий'.
О третьем 'поколении' Гесиода историк Джон Мэнсли Робинсон пишет: 'Мы
знаем, кто были эти люди. Они пришли с севера, примерно в 2000 г. до н. э.,
неся с собой оружие из бронзы. Они обосновались на материке, построили
грандиозные микенские крепости и оставили после себя документы, написанные
линейным письмом Б, которое, как нам теперь известно, является древней
формой греческого языка... Они захватили территорию на юге до Крита и на
востоке до побережья Малой Азии, где разграбили город Трою к началу XII века
до н. э.'.
Однако для Гесиода микенские потомки ахейцев и покоренных ими народов
были четвертым самостоятельным 'поколением'. Оно было 'справедливее прежних
и лучше', - пишет Гесиод. Как и Гомер, он идеализирует этих людей, которые
смогли отказаться от многих варварских обычаев и восприняли более
цивилизованные традиции Древней Европы.
Но затем на историческом горизонте Европы появилось 'пятое поколение'.
Это были люди, которые правили Грецией во времена Гесиода и из которых
происходил он сам. 'Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше
его умереть я хотел бы иль позже родиться'. Как замечает Робинсон, люди
'пятого поколения' были дорийцами, своим железным оружием они разрушили
микенский оплот и захватили эти земли.
Соответствие гесиодовских медного и железного поколений ахейским и
дорийским захватчикам Греции признано наукой. Однако гесиодовское описание
'золотого века' мирных земледельцев, которые еще не поклонялись Аресу, богу
войны, устойчиво считалось фантазией.
Долгое время это предубеждение относилось и к, возможно, самому
известному греческому мифу о древнем и лучшем времени, к легенде об
Атлантиде, где, согласно Плейтону, некогда процветала великая и благородная
цивилизация, которую поглотило море. Плейтон разместил ее в Атлантическом
океане, основываясь, скорее всего, на рассказе египетских жрецов,
пересказанном Солоном, которые утверждали, что она лежала 'далеко на западе'
и датировали ее более поздним временем. Однако, как пишет Дж. В. Льюс в
работе 'Конец Атлантиды', некоторые черты плейтоновской Атлантиды являются
'поразительно точным слепком минойской империи в XVI веке до н. э.'. Или,