Риан Айслер

Чаша и клинок

андрократическая.

.................................................................


*****************************


Иисус и гилания


Почти две тысячи лет назад на берегах 'моря Галилейского' нежный и

сострадательный юный еврей по имени Иисус осудил современные ему правящие

классы - не только сильных и богатых, но даже и религиозные власти - за

эксплуатацию и угнетение народа Палестины. Он проповедовал всеобщую любовь и

учил, что смиренные, убогие и слабые воцарятся на земле. И в делах, и в

речах он отвергал подчиненное и отчужденное положение, отведенное женщине

его культурой. Свободно общаясь с женщинами, что само по себе уже было

ересью, Иисус провозглашал всеобщее духовное равенство. Неудивительно, что

власти признали Иисуса опасным революционером, чьи радикальные идеи надо

было искоренить любой ценой.

Некоторые христианские теологи, такие, как Леонард Свиндлер,

утверждали, что Иисус был феминистом, так как он критиковал жесткую

сегрегацию и притеснение женщин. Однако главная цель феминизма -

освобождение женщин. Поэтому назвать Иисуса феминистом было бы исторически

неадекватно. Очевидно, точнее было бы говорить, что учение Иисуса содержало

гиланический взгляд иа человеческие отношения.

Этот взгляд был не нов и содержался, как мы уже отмечали, в тех частях

Ветхого Завета, которые подходили цивилизации партнерства. Но более

настойчиво - а на взгляд религиозной элиты того времени, и просто еретически

- сформулировал его юный плотник из Галилеи. И, хотя освобождение женщин не

было его главной заботой, но, если взглянуть на идеи, которые проповедовал

Иисус, с точки зрения теории культурной трансформации, мы увидим

поразительную объединяющую тему: перспектива освобождения всего человечества

через замену андрократических ценностей гиланическими.

Книги Нового Завета, приписываемые ученикам, якобы лично знавшим

Иисуса, - Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, считаются лучшим

источником сведений об 'истинном' Иисусе. Хотя они были написаны спустя годы

после его гибели и, несомненно, сильно редактировались, все же, вероятно,

это наиболее точное отражение учений Христа по сравнению с другими частями

Нового Завета: Посланиями к Коринфянам или Деяниями Апостолов.

Основополагающая идея идеологии господства: мужчина выше, чем женщина -

здесь почти не звучит. Зато эти тексты пронизывает мысль Христа о духовном

равенстве.

Еще удивительнее слова Христа о том, что 'женские добродетели' должны

занять важнейшее место. Не противься злу насилием, подставь левую щеку тому,

кто ударит тебя в правую, поступай с другими так, как хочешь, чтобы

поступали с тобой, люби ближнего и даже врага твоего, учит Христос. Вместо

'мужских добродетелей' - жестокости, агрессивности и превосходства - мы

должны превыше всего ценить взаимное уважение, сострадание, нежность и

любовь.

Если взглянуть внимательнее не только на то, чему учил Христос, по и на

то, как он распространял свои идеи, мы снова и снова убеждаемся, что он

проповедовал заповеди общества партнерства. Он не признавал догмы,

гласившей, что высокопоставленные правители есть избранники божьи. Он на

равных держался с женщинами, открыто бросая вызов дискриминационным нормам.

И, в отличие от поздних христианских подвижников, споривших о том, есть ли у

женщины бессмертная душа, Христос никогда не утверждал, что женщина духовно

ниже мужчины.

Давно идут споры о том, существовал ли Иисус на самом деле. Утверждают

(достаточно аргументированию), что, кроме крайне сомнительных христианских

источников, нет никаких документов, подтверждающих его существование. Также

отмечают, что почти все события его жизни и многие идеи уже встречались в

жизнеописаниях мифических персонажей других религий. Это означало бы, что

образ Иисуса скомпонован из заимствованных элементов так, чтобы отвечать

интересам руководителей церкви. Любопытно, но, возможно, единственным

основательным