использования природных и человеческих
ресурсов, внедряться материальные и социальные изобретения.
Это будет время больших технических достижений, а существующие
технологии приспособят к новым социальным потребностям. Многие из них, как
предполагает Шумахер, станут использоваться в ремесленных промыслах и других
прикладных искусствах. Но в то же время это не будет возвращением к
трудоемкой деятельности. Наоборот: при том, что высвобождается время и
энергия для реализации нашего творческого потенциала, можно ожидать, что
механизация и автоматизация будут играть еще более жизненно важную роль. И
все виды производства (и крупные, и малые) будут использоваться при активном
участии рабочих, роль которых, в отличие от общества господства, не будет
сведена к роли машин или автоматов.
Приобретет большое значение развитие более безопасных и надежных
методов контроля над рождаемостью. Больше исследований будет посвящено и
замедлению процессов старения, начиная с уже появляющихся методов замены
изношенных органов и заканчивая технологией возрождения клеток тела.
Проводятся опыты по искусственному зарождению жизни. Однако новые технологии
репродуцирования отнюдь не призваны заменить женщину или превратить ее в
инкубатор, они будут тщательно оцениваться и женщинами, и мужчинами, с тем
чтобы человеческий потенциал обоих полов был полностью реализован.
Коль скоро технологии разрушения не будут больше поглощать и разрушать
наши природные и человеческие ресурсы, неосуществимые пока проекты станут
экономически возможными. В результате мы получим процветающую экономику,
предвосхищенную доисторической гиланической эпохой.
Этот процесс пройдет в несколько экономических этапов. Первый этап, уже
начинающийся, это так называемая смешанная экономика, соединяющая в себе
лучшие элементы капитализма и коммунизма - а в смысле разнообразия
децентрализованных форм кооперации производства и распределения, также и
анархизма. Социалистическая идея о том, что человек обладает не только
политическими, но и экономическими правами, станет основным принципом
гиланической экономики. Однако появятся, возможно, и новые экономические
изобретения.
В центре нового экономического устройства, будет замещение
деградирующей сейчас 'двойной экономики', в которой 'мужской' экономический
сектор, наделенный деньгами, положением и властью, должен в своем
индустриальном развитии, как пишет Хендерсон, 'растаскивать по частям и
социальную и экономическую системы'. Вместо этого будет должным образом
оценена и вознаграждена внекоммерческая 'неформальная' экономика - ведение
домашнего хозяйства, воспитание детей, добровольные общественные службы. Это
создаст недостающую сейчас основу для такой экономической системы, в которой
забота о других будет поощряться не только на словах, но будет самой
оплачиваемой и самой почетной деятельностью человека.
Такие действия, как сексуальное насилие, избиение жен и прочие
варварские андрократические способы удержания женщин 'на своем месте', будут
рассматриваться как преступления. Проявления так называемых мужских
доблестей, насилие мужчин над мужчинами не будут больше прославляться в
героических эпосах и мифах, а признаются варварством, направленным против
себе подобных.
Возрождая и воспевая тайны преобразования, символом которых является
Чаша, новые мифы возродят в нас утраченное чувство благодарности и
прославления жизни, столь очевидное в эпоху неолита и минойского Крита.
Восстанавливая нашу связь с духовными корнями, новая мифология не уведет нас
назад, к детству технического развития человечества. Наоборот, соединяя
древнее наследие гиланических мифов и символов с идеями современности, мы
уйдем вперед, к миру одухотворенному и управляемому сознанием того, что
экологически и социально мы все неразрывно связаны и друг с другом, и с
природой.