был осуществлен в рамках Проекта Коптской гностической
библиотеки Института античности и христианства. Однако образы, которыми
полон язык этих документов, ясно показывают, что они были написаны во
времена, когда мужчины и мужская концепция божества уже доминировали. Тем не
менее, также бесспорно, что одним из главных еретических моментов этих
евангелий является то, что ряд из них содержит в себе мысли, оживлявшие
доандрократическое понимание сил, управляющих вселенной, как имеющих женский
облик, ссылки на созидательную силу и мудрость Матери, см., например: Gospel
,of Thomas. Р. 129; Gospel of Philip. P. 136-142; The Hypostasis of the
Archons, The Sophia of Jesus Christ. P. 206; The Thunder Perfect Mind. P.
271; The Second Treatise of the Great Seth. P. 330. Может быть, самая
кричащая ересь всех этих довольно разных евангелий (которые черпают идеи из
разнообразных философских и религиозных традиций) - это сомнение в том, что
иерархический порядок является божественным установлением. Даже помимо таких
гиланических мотивов, как выражение божественной силы женским символом и
упоминание Марии Магдалины как выделенной Иисусом среди его сподвижников
наибольшей любовью и доверием, в них мы находим категорическое отрицание
понятия о том, что гнозис, или знание, можно получить только через церковную
иерархию - через пап, епископов, священник ков, - что стало и до сих пор
является приметой т.н. ортодоксального христианства.
..................................
В среде ученых из числа феминисток идет достоянное обсуждение вопроса,
который задан в статье ДжоанКелли-Гейдол, а именно: был ли у женщин
Ренессанс, см.: Joan Kelly-Gadol. Did Wome Have a Renaissance? Becoming
Visible/Ed. Bridenthal R., Kopnz C. Hosfon, 1977. В настоящее время Рут
Келсо и Келли-Гейдол доказывают, что женщины уступили ряд позиций и что в
феодальный период их положение было лучше. Несомненно, что некоторые женщины
из правящего феодального класса, в частности, Альенора Аквитанска и се дочь
Мария Шампанская, достигали какой-то незначительной степени независимости
(хотя Альенору ее муж содержал в заточении много лет) и оказали значительное
влияние на развитие и популяризацию идеала трубадуров, ориентировавшегося на
поклона на унижение ее. Однако как указывали Э. Вильям Монтер и другие,
данные относительно того, добились ли женщины каких-либо значительных
социальных и правовых завоеваний в средние века, очень противоречивы, см.,
например: Monter E.W. The Pedestal and the Stake // Becoming Visible... P.
125. Точно так же и во времена итальянского Ренессанса, авторы вроде
Кастильоне -выступали за равное образование для женщин, боролись против
буржуазного понимания роли женщин, ограничивавшего их жизнь домом, и хотя бы
декларировали двойной сексуальный стандарт, но в то же время, как отмечает
Келли-Гейдол, за несколькими примечательными исключениями, подобно Катерине
Сфорца, дамы Ренессанса вряд ли могут быть названы независимыми в
политическом и экономическом отношении. Другими словами, ни в тот, ни в
другой периоды мы не можем отметить какие-либо существенные изменения в
статусе женщины, подчинявшем ее мужчине. Вместо этого мы видим, как более
'феминизированные' гуманистические ценности пытаются утвердить себя и в
феодальный трубадурский, и в итальянский ренессансный периоды. Мы также
видим некоторое расширение прав женщин и возможностей, открытых для них,-
или, по крайней мере, в какой-то степени прямой вызов их подчиненности
мужчинам (в частности, сексуальному рабству женщин и унижению их). Примеры
этого - идеализация женщин трубадурами и восхваление ими женской сексуальной
независимости, равно как и ренессансный идеал равного образования для
женщин. Однако в конце концов мы отмечаем неудачу гиланического порыва
свергнуть укоренившийся андрократический порядок, будь то в тринадцатом. или
в пятнадцатом столетии. Этот тлеющий и периодически разгораюцийся