время - идеал
власти науки над дикой природой, или высшего вида организации общества над
низшим началом человека.
На более высоком уровне это идеал раджа-йоги, власти человека над собой
и миром в рамках кармы. Высшие вибрации манипуры дают силу мастерам карате и
других видов восточной борьбы - на том ее уровне, когда она становится
фактически религией и способом постижения Бога и Его энергетической или
боевой ипостаси: на среднем уровне боец растит себе крупного черного, на
высоком - полностью отказывается от его услуг (принцип дружелюбия и
ненападения), полностью починяясь соответствующему высокому эгрегору, канал к
которому он получает от своего учителя или, в редких случаях основателей
школ, непосредственно от эгрегора как откровение.
Атманическая анахата. Это почитание Бога любящего, но не столько лично
заботящегося о человеке, сколько наполняющего собой всю природу и людей и
освещающего их Своим неизреченным светом, который упоминается в сцене
преображения Иисуса (Матфей, 17). Экзотерической религии, основанной на этой
чакре, пока нет; может быть, до нее дойдет христианство, которое пока лишь
претендует на это. Тем не менее, многие мистики и святые вдохновлялись
энергиями атманической анахаты и имели видения Бога, любящего высокой любовью
(образ девы Марии).
Религиозность на анахате это пара-бхакти, настройка на Бога невидимого,
но ощущаемого по вибрациям, отдаленно напоминающим чистую земную любовь, но
гораздо более сильным, устойчивым и, если можно так выразиться, бескорыстным:
здесь Бог любит человека просто так, от полноты чувств, ничего не требуя
взамен. Однако выразить свою ответную любовь к Богу человеку на этом уровне
не удается, а мир, и особенно люди среднего уровня, не очень склонны ее
принимать, поскольку потоки анахаты холодны и совсем не содержат тепла
муладхары или свадхистханы: здесь, может быть, решат часть твоих проблем, но
сантиментов не разведут и теплой кофточки на дальнюю дорогу не свяжут.
Атманическая вишудха. С этой чакрой, вероятно, была связана религия
древних греков, обожествлявших совершенные формы. Сейчас это чаще всего
религиозность отдельных людей, ощущающих Божественное начало в гармонии
проявленных форм. Это религиозное чувство может быть очень сильным, но
человек склонен его не замечать или резко профанировать, поскольку
современные религии его практически не признают: тезис "Бог есть красота" в
наше время не в моде. Однако по-настоящему религиозный человек не