врываясь в учебный
кабинет. - Ребята, чего я знаю!" - далее следует серия анекдотов на
политико-сексуальные темы, которые с интересом слушают все обучающиеся вместе
с преподавателем. ("Вы тут сидите и ничего не знаете! - радостно объявляет
своим родителям первоклассник, возвратившись из школы 1 сентября, - вы
думаете, это называется пиписька, а на самом деле это...").
Идеал торопыжки - побывать везде, но нигде не задержаться больше, чем на
одну минуту, отведать все медитации, но не углубиться ни в одну. При попытке
человека сосредоточиться им внезапно овладевает особая острая активная скука,
некоторый зуд, который буквально требует переключения внимания, как будто
кто-то говорит: "Ну, поучились и хватит, теперь пора сменить занятие, поучить
что-нибудь еще, или проверить свои знания на опыте или на других". И человек
начинает с жаром обучать других тому, что сам еще очень плохо себе
представляет и чем вовсе не владеет. У торопыжки есть на эту тему
теоретическое положение, согласно которому понять что-либо можно лишь
объяснив это другим, понимающим его еще хуже.
Идеал торопыжки - причастность ко всему, но не включенность ни во что;
если его не контролировать, в результате обучения у человека оказывается
мертвая (иногда довольно подробная) карта области со множеством значков,
которые не являются ключами к каналам в обучающий эгрегор; другими словами,
человек много знает о данном предмете, но совершенно им не владеет.
Торопыжка не дает человеку погрузиться в обучение, и не только потому,
что постоянно сбивает ему положение точки сборки. Важнейшим условием обучения
является восприятие этики обучающего эгрегора и служение ему в той мере, в
которой он этого от человека требует, причем то и другое для человека ново,
плохо понятно и требует большой концентрации и устойчивости положения точки
сборки в непривычном положении, что трудно и само по себе, а тем более при
вмешательстве торопыжки. В то же время искреннее и адекватное (т.е.
соответствующее его воле) служение обучающему эгрегору - основное условие
успеха обучения: в этот монастырь со своим уставом не войдешь, просто
пролетишь мимо. Этим обучение в эгрегоре отличается от работы в нем уже
обученного человека: во втором случае точка сборки человека стоит совершенно
в другом месте, и этика эгрегора для него уже не столь обязательна (см.
гл.6).
Чем выше уровень обучения, тем скромнее должен быть торопыжка,
поскольку, соответственно, повышаются требования к внутреннему спокойствию
человека.