бескорыстием и
щедростью у человека просматриваются подсознательный расчет и ожидание
благодарности. Так иные родители, а особенно бабушки и дедушки, "покупают"
детей дорогими подарками, ожидая от них не только эмоциональной благодарности
(астральное тело), но и осознанного признания своих заслуг перед собой
(ментальное тело) и каузальной и буддхиальной поддержки ("а ты, когда
вырастешь, а бабушка будет совсем-совсем старенькая и слабенькая, будешь за
ней ухаживать").
Черный на уровне манипуры дает человеку внутреннее ощущение
необходимости жесткой структуры, "порядка" в смысле твердого подчинения
младших старшим и т.п. На ментальном теле уровневый черный говорит устами
генерала из старого анекдота: "Вот, штатские говорят, что они все умные, а
военные - дураки... Предположим, что так; но отчего они тогда строем не
ходят?!"
Уровневый черный создает скрытое в общей атмосфере напряжение, угрозу не
столько для существования, сколько для хаоса, который неминуемо возникнет,
если не создать жесткой до жесткости системы управления с беспрекословным
подчинением - и репрессивного аппарата на случай неповиновения. Это касается
как внешней жизни человека (и общества), так и его внутренней жизни. На
уровне манипуры человек строит свой внутренний мир под постоянным силовым
давлением черного, создающего сильнейший императив: "Надо", источник которого
человеку неясен и потому не обсуждается; силу давления уровневого черного
человек осознает лишь на анахате, когда это давление уходит. Уровневый черный
требует, чтобы жизнь человека была подчинена плану, структурирована,
упорядочена - и видит в этом и только в этом панацею от всех бед и
неприятностей, которые иначе придут в несметном числе.
Появление сильного уровневого черного неизбежно при провале с
непроработанной анахаты на манипуру - такова, в частности, судьба людей,
которые хотят быть добрыми и ненасильственными, но реально не в состоянии
выходить на анахату более, чем в краткие медитативные подъемы. Спускаясь
вниз, они попадают в лапы уровневого черного, который начинает их грызть
муками совести, недостаточно выполненного долга и т.п., причем часто человек
не понимает, что сами по себе эти ощущения относятся к манипурному уровню и
не могут служить основой для подъема на анахату: там, где конкретная вина и
конкретная цель, обязательно стоит уровень манипуры, а человека анахаты
совесть не мучает - он заранее никогда не идет ей наперекор. На анахате свои
неприятности -