постигнут извне; студент идет на дипломную практику; ребенок осваивается в
окружающем мире; сыщик ловит преступника, который об этом знает; врач лечится
сам; змея глотает себя, начиная с хвоста; мудрец постигает глубины своего
"я"; часы не показывают время, а символизируют его.
Мир возвращается к породившему его апофатическому Абсолюту:
неатрибутивному, неизменному, непознаваемому, вневременному и
внепространственному. Йог впадает в самадхи, буддист погружается в нирвану,
тантрист в сексуальном экстазе сливается со Вселенной. Христианский мистик
отбрасывает все земное и суетное и, трепеща от восторга, сливается с Богом.
Зритель поглощается картиной, читатель ощущает себя автором читаемого текста.
* * *
Неправильно думать, что Абсолют сотворил проявленный мир вместе с его
законами раз и навсегда, устранившись далее от него полностью и предоставив
развиваться подобно сироте. В действительности, по мнению большинства
мистиков, творение мира, всех его планов и пространств, а также законов их
развития, которые отражены в структуре более тонких планов, происходит
постоянно и повсеместно. Абсолют творит, оставаясь невидимым, непостижимым и
непознаваемым, но плоды его творчества прекрасно ощутимы. Переход на
сахасрару означает сдвиг точки сборки, при котором творчество Абсолюта в
человеке и пространстве им непосредственно ощущается и какой-то мере
направляется.
Конечно, все пространства настолько взаимосвязаны, что по существу
составляют одно; тем не менее, рассматривая в рамках изучаемой концепции семь
тел человека и соответственно семь планов тонкого мира, можно рассматривать
семь порождающих эти планы инстанций, которые ниже именуются, соответственно,
атманическим, буддхиальным, каузальным, ментальным, астральным, эфирным и
физическим абсолютами. Их не следует считать частями или структурами
Абсолюта, поскольку у Него никаких частей и структур нет; правильнее
воспринимать их как Его порождения, которые играют ту же роль для
соответствующих планов тонкого мира, что Он для мира в целом. Автор, однако,
подчеркивает условность, т.е. определенную ограниченность предполагаемой
схемы: планы тонкого мира все же связаны друг с другом, поэтому творение,
например, ментальным абсолютом (его еще называют Мировым Разумом или Софией,
Божественной премудростью) ментального плана не проходит незамеченным в
остальных планах, но рассуждать о связях ментального абсолюта с, например,
астральным некорректно: