интересуется процессом обучения. Можно смело
утверждать, что он считает его своей епархией, а себя - отцом игуменом.
Первый прием, который змей совершенно обожает, это самовыражение на энергии
обучающего потока; при этом точка сборки сдвигается так, что от поступающей
информации берется лишь ее развлекательная часть (остальное игнорируется),
после чего разыгрывается этюд "я (т.е. змей) в обучении", наподобие
классической темы мемуаров стареющих любимцев публики: "Моя жизнь в
искусстве". Позицию змея в таком случае можно описать примерно так: "Чего
учиться, и так все ясно; а лучше попробую-ка я изобразить то, о чем так
занудно талдычит этот пустой мешок, в лицах!" И змей тут же изображает:
дерюжный мешок с рукавами - учителя истории, затем Александра Македонского,
его коня Буцефала (женского полу), любимую гетеру Таис... словом, ничего не
останется без внимания, а в конце возникнет некоторое недоумение по поводу
самого предмета изучения: зачем, собственно говоря, нужен?
Вообще идея самовыражения человека, особенно художника, на постороннем
материале (историческом или другом), безусловно, принадлежит змею, но
человечество к этой сатанинской идее относится более чем терпимо, хотя
напрасно: искажение любой реальности путем наложения на нее своего низшего
"я" всегда омрачает тонкий мир, особенно будучи растиражированно во многих
экземплярах. Исторические, как и производственные, а также "этнографические"
романы (из жизни заключенных) ставят, и очень остро, перед писателем
следующую дилемму: или подключаться к соответствующему эгрегору, тщательно
его изучать и становиться проводником его воли, или, наоборот, тщательно от
него заблокироваться и искусственно создать свой фальшивый двойник этого
эгрегора, наполнив его своими фантазиями об истинном или "должном" положении
вещей; понятно, кто является главным исполнителем при выборе автором второго
пути, и чей хвост неожиданно, но явственно проступает в самых патетических
местах произведения.
Другой любимый прием змея при обучении это передергивание, намеренное
изменение акцентов так, что смысл потока обучения полностью искажается; при
этом точка сборки смещается вроде бы не сильно, но вполне достаточно для
того, чтобы прервать связь с обучающим эгрегором (он заменяется совсем
другим, из ведомства Урпарпа). Здесь распространено (в зависимости от
характера учебного материала) как ментальное, так и эмоциональное
передергивание: человек еще плохо ощущает материал, и демагогия