силу, чтобы излечить себя. Эта сила находится внутри вас".
М. Посредством той же самой силы воли возникло и это тело, местонахождение всех болезней.
П. Поэтому и сказано, что мысли проявляются как объекты.
М. Эта мысль должна присутствовать для освобождения [мукти].
П. Бог должен дать нам возможность избавиться от других мыслей.
М. Это опять мысль. Пусть то, что воплотилось, и задаёт вопрос. Вы к этому не относитесь, потому что свободны от мыслей.
Другой посетитель, из Равалпинди, спросил: А т м а н бесформен. Как мне концентрироваться на Нём?
М. Оставьте в покое А т м а н, который, как вы сказали, бесформен и неосязаем. Ум заметен для вас. Держитесь ума, и это будет действовать.
П. Ум сам по себе очень тонок и таков же А т м а н. Как нам познать природу ума? Вы сказали, что все подпорки бесполезны. Какую позицию нам тогда занимать?
М. Где находится ваш ум?
П. Ifte он находится?
М. Спросите ум сам.
П. Я спрашиваю Вас сейчас. Должны ли мы тогда концентрироваться на уме?
М. Да!
190Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
191П. Но какова природа ума? Он бесформен. Эта проблема запутывает.
М. Почему вы запутались?
П. Писания [шастры] хотят, чтобы мы концентрировались, а я не могу делать это.
М. Из каких шастр мы знаем о своём существовании?
П. Это вопрос опыта. Но я хочу концентрироваться.
М. Будьте свободны от мыслей. Не держитесь ничего. Они не держат вас. Будьте самим собой.
П. Я всё-таки не могу понять, на что мне опереться и как концентрироваться. Могу ли я медитировать на свой ум?
М. Чей ум?
П. Мой собственный ум?
М. Кто вы? Этот вопрос сейчас сам правильно решает себя.
(Все ушли на обед.)
Этот посетитель возвратился в 2.30 пополудни и продолжил ту же тему.
П. Махарши советует искателю избавиться от мыслей. На чем я должен сосредоточить ум после того, как все мысли удалены? Я не вижу, на что мне тогда опираться и на чём я должен концентрироваться.
М. Для кого выполняется концентрация?
П. Для ума.
М. Тогда концентрируйте ум.
П. На чём?
М. Ответьте на этот вопрос сами. Что такое ум? Почему вы должны концентрироваться?
П. Я не знаю, что такое ум, и поэтому спрашиваю у Махарши.
М. Махарши не собирается познавать ум. Вопрошающий должен спросить сам ум, что он собой представляет.
П. Махарши советует лишить ум всех мыслей.
М. Это само по себе — мысль.
П. Что останется, когда все мысли исчезнут?
М. Разве ум отличен от мыслей?
П. Нет. Ум сделан из мыслей. Мой вопрос таков: Когда все мысли будут изгнаны, как мне сосредоточить ум?
М. Разве это также не