Сразу после пробуждения от сна вы должны возобновить её. Спящий не питает интереса к Атма-вигаре, и поэтому ему не нужно практиковать что-либо. Бодрствующее "я" желает этого, и поэтому оно должно выполнять её.
В ходе беседы Шри Ехагаван продолжил: Ум — нечто таинственное. Он состоит из саттвы, раджаса и тамаса. Последние два аспекта порождают многообразие [викшепа]. В саттвигеском аспекте он остаётся чистым и неосквернённым. Поэтому в нём нет мыслей и он тождествен А т м а н у. Ум подобен эфиру [акаша]. Как объекты находятся в акаше, так и мысли находятся в уме. Акаша — двойник ума, а объекты — мыслей. Никто не может надеяться измерить вселенную и изучить явления. Это невозможно. Ибо объекты суть творения ума. Усилия измерить их подобны попытке поставить ногу на голову своей собственной тени. Чем дальше человек двигается, тем дальше двигается и тень. Поэтому никто не может поставить свою ногу на голову собственной тени.
(Здесь Шри Ехагаван рассказал несколько слугаев, связанных с тенью, вклюгая проделки обезьян и пример с зеркалом.)
Ребенок видит свою тень и пытается схватить голову тени. Как только он наклоняется и протягивает руки, тень движется дальше. Ребенок старается изо всех сил. Мать, видя его усилия, жалеет малыша. Поэтому она берет руку малыша и кладёт её на его голову и просит ребенка заметить, что голова тени поймана рукой. Подобное происходит и с невежественными людьми, изучающими вселенную. Вселенная есть всего лишь объект, который создан умом и существует в уме. Она не может рассматриваться как некая внешняя сущность. Человек должен осознать Себя, чтобы постичь вселенную.
Люди часто спрашивают, как контролировать ум. Я отвечаю: "Покажите мне ум, и тогда вы узнаете, что делать". Факт в том, что ум — это только связка мыслей. Как вы можете погасить его мыслью или желанием сделать это? Ваши мысли и желания являются неотъемлемой частью ума. Ум просто откармливается новыми возникающими мыслями. Поэтому глупо пытаться убить ум посредством ума. Единственный путь к этому — найти его источник и крепко держаться за него. Тогда ум постепенно исчезнет сам собой. Йога учит: гитта вритти ниродха [контроль активностей ума]. Но я говорю: Атма-вигара [Самоисследование]. Это — практический путь. Читта вритти ниродха достигается в глубоком сне, обмороке или при голоде. Как только причина устранена, вспыхивают новые мысли. Какая же от этого польза? В состоянии оцепенения есть покой и нет страдания, но оно возобновляется, когда ступор удалён. Поэтому