раньше.
В дальнейшем разговоре посетитель поднял следующие вопросы, заслуживающие внимания: Сначала надо насытиться исполнением желаний и только потом отречься от них.
Шри Бхагаван улыбнулся и прервал собеседника: При таком подходе огонь можно тушить, заливая спирт в пламя. (Все смеются.) Чем больше желания исполняются, тем глубже разрастаются скрытые склонности [самскары]. Они должны ослабеть, прежде чем перестанут утверждать себя. Эту слабость самскар можно выработать самоограничением, а не глубоким погружением в желания.
П. Как их можно ослабить?
М. Знанием. Вы знаете, что не являетесь умом. Желания находятся в уме. Это знание помогает сдерживать их.
П. Но в нашей практической жизни они не сдерживаются.
М. Каждый раз, когда вы стараетесь удовлетворить некое желание, приходит знание, что лучше воздержаться от этого. Повторяющиеся напоминания такого рода со временем ослабят желания.
1 Речь идёт о книге "A Search in Secret India". См. [17] и [9], а также с. 435 настоящего издания.
Какова ваша истинная природа? Как можете вы когда-либо забыть её? Бодрствование, сновидение и глубокий сон — это только аспекты ума. Они не относятся к Истинной Природе — Я, А т м а н у. Вы (ваше Я, Сознание) — свидетель этих состояний. Ваша истинная природа обнаруживается в глубоком сне.
П. Но нам советовали не засыпать во время медитации.
М. Это — оцепенение, с которым вы должны бороться. Сон, который сменяется бодрствованием, не истинный сон. Бодрствование, после которого наступает сон, не истинное бодрствование. Разве вы сейчас бодрствуете? Нет. Вам нужно пробудиться к вашему подлинному состоянию. Не следует впадать ни в ложный сон, ни в ложное бодрствование. Следовательно:
Лайе самбодхайегиттам викшиптам самьет пунах1.
Что это означает? Это означает, что вы не должны впадать ни в одно из трех состояний сознания, но оставаться среди них в своей истинной незапятнанной природе.
П. Эти состояния принадлежат только нашему уму.
М. Чей ум? Остановите его и узнайте.
П. Ум нельзя остановить, потому что это он создаёт все те состояния. Он известен только своими действиями, а не в своей истинной природе.
М. Именно так. Вы видите цвета спектра. Вместе они образуют белый свет. Но семь цветов видимы через призму. Подобно этому единое Я раскрывает Себя в столь многих аспектах — уме, мире, теле и т. д. Я видится как ум, тело или мир. Другими словами, Оно становится тем, чем вы Его воспринимаете.
П. На практике трудно следовать этому. Я буду держаться Бога и отдачи.
М. Это самое лучшее.