страдание рядом с собой? Они хотят определить состояние
мукты без того, чтобы самим осуществить это состояние. С точки
зрения мукты их спор равнозначен следующему: некто видит сон,
в котором встречает несколько человек. Проснувшись, он спра
шивает: "Люди из моего сна тоже проснулись?" Это смешно.
Кроме того, один сострадательный человек говорит: "Не важно, даже если я не получу Освобождение [мукти]. Или пусть я буду последним человеком, достигшим его, но я должен помочь другим освободиться, прежде чем сам стану свободным". Это всё очень хорошо. Представьте человека во сне, говорящего: "Пусть все эти люди проснутся раньше меня". Этот спящий не более смешон, чем вышеупомянутый сострадательный философ.
499. Свами из Миссии Шри Рамакришны задал ещё несколько
вопросов: Свамиджи, я поднимался по Горе, чтобы увидеть ашра
мы, в которых Вы жили в юности. Я также читал о Вашей жизни.
Могу ли я узнать, чувствовали ли Вы тогда, что есть Бог, которо
му Вы должны молиться или что Вы должны практиковать что-то
для достижения этого состояния?
М. Прочитайте жизнеописание и вы поймете. Джняна и адж-няна имеют одинаковую степень истины, т. е. обе они — плод воображения невежественного; они не истинны с точки зрения джняни.
П. Способен ли джняни совершить грех?
М. Когда аджняни принимает кого-то за джняни, то отождествляет его с телом. Поскольку он не знает Себя и ошибочно считает своё тело Собой, то распространяет это заблуждение и на состояние джняни. Джняни, следовательно, рассматривается пребывающим в телесной оболочке.
Более того, хотя аджняни и не является делателем, но представляет себя им и рассматривает действия тела как свои собствен-
224Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
225ные, а потому думает, что и джняни действует подобным образом при активности тела. Но сам джняни знает истину и не запутывается. Аджняни не может определить состояние джняни и, следовательно, этот вопрос беспокоит только его, тогда как у джняни он никогда не возникает. Если он делатель, то должен установить природу своих действий. А т м а н не может быть делателем. Найдите, кто действует, и А т м а н откроется.
П. Не может быть адвайты в действиях. Вот почему и спрашиваю.
М. Но шлока1 говорит, что должна быть. Это понятие "делать" применимо только к ещё практикующему, а не к достигшему совершенства.
П. Да. Я понимаю это. Более того, ученик не может практиковать адвайту в отношениях с Гуру. Ведь согласно адвайте он (при отсутствии двойственности) не может получать