космическим (космический ум или космическое сознание). Это состояние длится обычно около минуты и проходит незамеченным1. Оно становится разделённым, или дифференцированным, при вмешательстве эго, и человек говорит: "я". Это разделение всегда связано с чем-то существующим (здесь — с телом), а поэтому тело отождествляется с "я", и всё остальное следует за этим.
1 Пребывание в тишине у стоп святого или Учителя, которое дарует Милость независимо от того, верит человек или нет. Таково и действие Аруна-чалы.
1 Здесь Шри Бхагаван говорит о переходном состоянии между глубоким сном и бодрствованием. Он считал переживание этого состояния высочайшей практикой. См. [6, с. 215]. См. также Указатель на с. 447 настоящего издания.
240Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1938 года
241Поскольку уллам есть только отражённый свет, то его называют луной. Первоначальный свет находится в Сердце, которое поэтому именуют солнцем.
9 сентября
511. Майор Чадвик перевел текст "На кармана на праджайя ..."1 на английский. Шри Бхагаван объяснял его знагение. Брахмалока [Мир Брахмы] может толковаться субъективно или объективно. Последнее требует веры в Писания [шастры], которые говорят о таких локах (мирах), тогда как первое является чисто опытным и не требует внешнего авторитета. Брахмалока будет означать Брахмаджняну (Знание Брахмана), или Само-реализацию (Атма-Сакшаткару). Па-рантакала [момент Высочайшего растворения] противоположна апа-рантакале (моменту временного растворения). В последнем случае дживы вступают в забывчивость, чтобы принять другие рождения. Их забывчивость окутана неведением (авидьей). Пара — за пределами тела. Парантакала превосходит тело и т. д., т. е. это джняна [знание]. Парамритат пракритех = за пределами пракрити. Сарве подразумевает, что все имеют право на знание и освобождение [мокша]. Йатайях=яма нияма саметах cam пурушах и означает, что подходящие люди хорошо дисциплинированы. Весь отрывок подразумевает прохождение в реальное, за пределы нереального.
на кармана на праджайя дханена тъягенайке
амритатваманасух парена накам Никитам гухайям, вибхраджате ядъятайо
вишанти веданта виджняна сунишгитартхах саньясайогадъятайях
шуддха сатвах те брахмалоке ту парантакале парамритат паримугъянти
сарве
дахрам випапам паравесмабхутум йат пундарикам парамадхъя
самстхам татрапи дахрам гаганам високастасмин ядантаста-