Так много усилий и дисциплины считаются обязательными для искоренения несуществующей авидьи!
11 сентября
512. Шри Бхагаван сказал: Все ошибочно принимают умствен
ное сознание за Я-Сознание. В глубоком сне нет ума, но никто не
отрицает своего существования в этом сне. Даже ребенок говорит
при пробуждении: "Я спал хорошо" и не отрицает своего суще
ствования. Когда "я" поднимается, ум обращается вовне посред
ством пяти чувств и воспринимает объекты, что и называют пря
мым восприятием. Если же спросить, не воспринимается ли "я"
непосредственно, то люди смущаются, потому что "я" не объявля
ет себя неким объектом в чьих-то глазах, и только чувственное
восприятие люди могут признать знанием. Эта привычка так силь
на у них. Строфа в Девараме1 говорит:
"О, мудрецы, стремящиеся преодолеть все несчастья, не беспокойтесь о выводах и примерах! Наш Свет всегда сияет изнутри! С чистым умом живите в Боге!"
Это непосредственное восприятие. Способны ли обычные люди принять это? Они хотят, чтобы Бог предстал перед ними как сияющее Существо, восседающее на быке. Такое видение, однажды произошедшее, должно также и закончиться. Оно, следовательно, преходяще. Деварам говорит о вечном и всегда переживаемом Бытии. Эта "Гирлянда Богу" ведёт человека прямо к Реальности.
16 сентября
513. Майор Чадвик снова дал Шри Бхагавану прочитать свой
проверенный перевод мантры2. Шри Бхагаван мягко говорил об
интерпретации перевода Чадвика и далее объяснял оригиналь
ный текст. Рассматривать Брахмалоку как некую область также
1 Деварам, т. е.Тирлянда Богу" —общее название священных песен трёх
выдающихся тамильских поэтов-святых VII в. н. э„ почитателей Шивы: Ап-
пара, Сундарамурти, Тирунянасамбандара.
2 Речь идёт о тексте из Упатшад "На кармана...", о котором говорилось
выше. См. с. 240.
допустимо. Это то, что говорят пураники1, и многие другие школы также подразумевают это при разъяснении постепенного освобождения [крамамукти]. Но Упаншиады говорят о немедленном освобождении [садйомукти], как в На тасья пранауткраман-ти; ихйва пралийянанте — праны не поднимаются; они утрачивают себя здесь. Поэтому Брахмалока будет Реализацией Брахмана [Брахмасакшаткара]. Это состояние, а не область. В последнем случае следует правильно понимать парамритат [превосходящее смертность]. Оно является пара, высочайшим, так как авьякрита есть причинная энергия, превосходящая вселенную, и бессмертная [амрита], ибо сохраняется до тех пор, пока А т м а н не осознан. Поэтому парамритат будет означать