вы питаете желания, потому что ограничены этим человеческим каркасом. Почему вы хотите удерживать эти ограничения и продолжать вынашивать желания?
Шри Бхагаван продолжал: Разве тело говорит вам, что оно здесь? Определённо есть нечто отдельное от тела, что остаётся сознающим. Что это?
Разве это вы говорите, что этим "нечто" является "я", имея в виду эго, которое поднимается одновременно с пробуждением человека от глубокого сна? Допустим это. Тело не одушевлено. Абсолют не говорит. Действует эго. В глубоком сне человек к освобождению не стремится. Устремление возникает только в состоянии бодрствования. Действия в этом состоянии те же, что и у эго,
которое есть синоним "я". Найдите, кем является это "я". При поиске этого "я"1 и пребывании как истинное "Я" (Я)2 все эти сомнения рассеятся.
28 сентября
521. Один из гленов партии Конгресса передал Махарши следующие вопросы:
1. Долго ли Индии ещё суждено страдать в зависимости?
2. Разве сыны Индии принесли мало жертв для её освобождения?
3. Получит ли Индия свободу при жизни Махатмы Ганди?
На вышеназванные вопросы Шри Бхагаван прямого ответа не дал, а просто заметил: Гандиджи отдал себя Божественному и в соответствии с этим работает без личной заинтересованности. Он не связывает себя с результатами, но принимает их такими, какими они получаются. Такой должна быть позиция тех, кто работает для народа.
П. Увенчается ли эта работа успехом?
М. Такой вопрос возникает, потому что спрашивающий не отдал себя.
П. Должны ли мы тогда не думать об успехе и работать для благосостояния страны?
М. Сначала позаботьтесь о себе, всё остальное естественно последует.
П. Я говорю не о себе лично, а об интересах страны.
М. Сначала отдайтесь и увидите. Сомнения возникают из-за отсутствия отдачи. Обретите силу отдачей себя, и тогда ваше окружение улучшится соответственно силе, обретённой вами.
П. И нам не надо знать, будут ли наши действия стоить затраченного труда?
М. Следуйте примеру Гандиджи в работе для дела страны. Ключевое слово здесь — "Отдача".
Кто-то передал Шри Бхагавану листок со следующей запиской: "Мы вчетвером приехали из Курга. В качестве делегации на Рабочий комитет Индийского национального Конгресса мы были в Дели, а теперь возвращаемся назад. Нас послал Кургский комитет Кон-
1В процессе само-исследования "Кто я?"
2 Ибо при поиске эго обращается в бегство. См. сноску 2 на с. 19.
252Беседы с Шри Раманой Махарши
Беседы 1938 года
253 гресса, а поэтому будьте добры дать нам какое-нибудь послание Кург-скому