Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

различий, которое проистекает из представления о реальности мира, а оно, опять-таки, — от идеи "Я-есть-тело". Последнее может присутствовать только после подъёма эго. Если эго не появляется, вся цепь несчастий исчезает. Поэтому предотвратите появление эго. Это может быть сделано посредством пребывания в вашей собственной подлинной природе; тогда вожделение, гнев и т. п. будут побеждены.

П. Значит, все они коренятся в неведении.

М. Именно так. Неведение вызывает ошибку, ошибка — тщеславие и т. д. Что такое неведение? Может ли оно происходить от чистого Брахмана, который суть только А т м а н, или Чистое Знание? Пусть спрашивающий только познает свое собственное Я, т. е. будет этим Знанием; этот вопрос тогда не возникнет. Он

поднимает вопрос из-за неведения. Такое неведение относится к спрашивающему, а не к Атману. Когда можно видеть солнце, темноты уже не остаётся.

Накопленное богатство лежит в железном сейфе, который данный человек считает своим; сейф этого не говорит. Тщеславие права собственности ответственно за это притязание.

Нет ничего, что было бы независимым от А т м а н а, даже неведение зависит от Него, ибо неведение есть только сила А т м а н а, присутствующая здесь без влияния на Него. Однако оно воздействует на тщеславное "я", т. е. дживу. Поэтому неведение принадлежит дживе.

Каким образом? Человек говорит: "Я не знаю себя". Разве здесь тогда имеются два "я", из которых одно является субъектом, а другое — объектом? Он этого Допустить не может. Заканчивается ли тогда его неведение? Нет. Эго само по себе является неведением и ничем больше.

576. О комментариях к сутре [сутра бхашья].

Цель сутр в том, чтобы прояснить и обосновать значение текстов. Комментарии стараются делать это, приводя взгляды оппонентов, опровергая их и приходя к выводам после долгих обсуждений. Также есть различия взглядов в одной и той же школе мысли, снова имеются сторонники и противники. И опять различные школы мысли интерпретируют один и тот же текст различными способами и приходят к различным заключениям, противоречащим друг другу.

Какой же тогда цели служат сутры?

15 ноября

577.

Всё это — в терминах Веданты.

284

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1938 года

285

578. М. Некоторые люди, придя сюда, не спрашивают о себе.

Они спрашивают: "Мудрец, освобождённый при жизни [дживан-

мукта], видит ли этот мир? Действует ли на него карма? Что та

кое освобождение после оставления тела? Освобождается ли че

ловек только после сбрасывания тела или даже при жизни в теле?

Должно