Тело появляется и исчезает, а ваше отождествление с ним и заставляет вас говорить о рождении и смерти. Посмотрите, может ли когда-либо родиться истинное значение "Я". Для кого существует перевоплощение?
П. Сэр, мы здесь, чтобы наши сомнения рассеялись.
М. Несомненно.
П. Наши сомнения могут быть прояснены только тогда, когда мы задаем вопросы.
М. Да. Никто против этого не возражает.
П. Сказано — парипраснена севайя (вопрошая снова и снова, и служением). Поэтому нам следует задавать вопросы, а Учитель должен доброжелательно устранять наши сомнения.
М. Продолжайте вашу цитату: упадешакшъянти таттвам (Они дают наставление в Истине)1.
П. Да. Но наши сомнения должны быть развеяны.
М. Так произошло с Арджуной. Ведь он сказал в конце концов: нашто махах смритирлабдха (мое неведение уничтожено; память восстановлена)2.
П. Это случилось в конце. До этого он задавал так много вопросов.
М. Истина была открыта даже в самом начале. Первая шлемся наставления (упадеши) Шри Кришны начинается так: "Нет рождения и нет смерти; нет изменения и т. д."3
П. Шри Кришна также говорит: "У нас было много рождений. Я знаю о них; но ты не знаешь".
1 См. Бхагавад-Гита (IV, 34).
2 См. Там же (XVIII, 73).
3См. Там же (II, 11).
М. Это было только потому, что возник вопрос, как Шри Кришна может объявить, что учил вечной Истине Адитью. Истина была сформулирована уже в начале, но Арджуна не понял её. Позднее Шри Кришна описал состояние джняни, а также средства его достижения. В связи с этим было сказано, что Истина вечна и что Он уже первоначально учил тому же самому Адитью. Арджуна всё время отождествлял себя с телом, а потому и Шри Кришну также считал телом. Поэтому он спросил: "Как это может быть? Ты (Шри Кришна) рожден Дэвакой за несколько лет до этого. Адитья был среди тех, кто начал творение. Как мог ты учить этой Истине Адитью?"
Шри Кришна продолжал отвечать на вопросы Арджуны в этом же духе: "У нас было много рождений. Я знаю их все; но ты не знаешь"1 и т. д.
П. Мы также должны познать Истину.
М. Истина вам изложена. Инструкции уже даны. Найдите, кто вы есть. В этом всё наставление.
19 января
612. Г-жа Хик Риддинг, написав записку, спросила Шри Бхага-вана: Когда Бхагаван пишет о помощи в достижении Само-реали-зации, доставляемой милостивым взглядом Учителя или созерцанием Учителя, как именно следует понимать это?"
М. Кто Учитель? Кто искатель?
П. Я.
М. Если Я выступает Учителем, а также и искателем, как вообще вопросы могут возникнуть?
П. В этом и состоит моя трудность. Я должна искать Себя внутри себя.