Сначала схватите эго, а потом спрашивайте, как его уничтожить. Кто задает этот вопрос? Это делает эго. Может ли эго когда-нибудь согласиться убить себя? Ваш вопрос — верный способ взлелеять эго, но не убить его. Если вы ищете эго, то обнаружите, что оно не существует. Это и есть путь к его уничтожению.
В этой связи я часто вспоминал смешной случай, который произошёл, когда я жил в Мадурае на улице Вест Читрай. Жилец из соседнего дома предчувствовал появление вора и принял меры, чтобы поймать его. Он поставил полицейских в штатском охранять оба конца улицы, вход и заднюю дверь собственного дома. Вор пришёл, как и ожидалось, а охранники ринулись, чтобы схватить его. Тот мгновенно уловил ситуацию и закричал: "Держи его, держи его. Там — он бежит — там — там". После этого вор благополучно ускользнул от погони.
Точно так же и с эго. Ищите его и его не найдёте. Это способ избавиться от него.
23-28 января
616. П. Является ли дживанади чем-то реальным или это плод воображения?
М. Йогины говорят, что есть нади, именуемое дживанади, ат-манади или паранади. Упанишады свидетельствуют о некой центре, от которого ответвляются тысячи нади. Некоторые локализуют этот центр в мозгу, другие — в иных местах. Гарбха упанишада прослеживает образование плода и рост ребёнка в лоне матери. Считается, что джива входит в ребёнка через родничок на седьмом месяце его роста. В качестве доказательства указывают, что родничок у ребёнка нежен и заметно пульсирует. Проходит несколько месяцев, и он становится костью. Таким образом, джива приходит сверху, входит через родничок и действует через тысячи нади, которые распространены по всему телу. Поэтому искатель Истины должен концентрироваться на сахасраре, т. е. мозге, для того чтобы возвратиться в свой источник. Считается, что прана-яма помогает йогину пробудить кундалини шакти, лежащую свёрнутой в солнечном сплетении. Шакти поднимается через нерв, именуемый сушумна, который встроен в сердцевину позвоночника и простирается до мозга.
Концентрация на сахасраре обязательно приводит к экстазу самадхи. Васаны, т. е. скрытые умственные склонности, при этом, однако, не разрушаются. Следовательно, йогин обязан пробудиться от самадхи, ибо освобождение от зависимости ещё не завершено. Он ещё должен пытаться искоренить присущие ему васаны для того, чтобы скрытые склонности, всё ещё присутствующие в нём, не нарушали покой его самадхи. Поэтому он спускается из сахасрары к Сердцу через канал, называемый дживанади, являющийся лишь продолжением