Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Одна из них поедает сладкую ягоду, другая смотрит [на это], не поедая". Мундака упанишада (III, 1, 1); перевод А. Я. Сыркина. См. [16]. Две одинаковые птицы, сидящие на одном и том же дереве, — аллегория дживы и Высочайшего Я.

Когда я находился в Скандашраме, я иногда выходил и сидел на скале. Однажды рядом со мной были двое или трое, включая Рангасвами Янгара. Внезапно мы заметили, что какое-то маленькое насекомое, напоминающее мотылька, взлетело, как ракета, в воздух из трещины в скале. В одно мгновение насекомое размножилось на миллион мотыльков, которые образовали облако и скрыли от глаз небо. Мы изумились этому и исследовали, откуда оно взлетело. Мы нашли лишь крошечное отверстие и поняли, что так много насекомых не могло вылететь из него за столь короткое время.

Точно так же ахамкара (эго) выстреливается, словно ракета, и одновременно распространяется как Вселенная.

Сердце является, таким образом, центром. Человек никогда не может быть в стороне от него. Если это происходит, то он уже мёртв. Хотя Упанишады говорят, что в различных случаях джива действует через другие центры, тем не менее джива не оставляет Сердце. Центры являются только местом действия (об этом говорится и в Веданта Чудамани). А т м а н привязан к Сердцу, как корова привязана к колышку. Её движения контролируются длиной веревки, а все блуждания сосредоточены вокруг колышка.

Гусеница ползет по травинке, а когда травинка заканчивается, ищет другую опору. Делая это, она держится своими спрятанными ножками за травинку, поднимает тело и раскачивается взад и вперёд до тех пор, пока не схватится за другую. То же ис Атманом. ОН пребывает в Сердце, а также использует другие центры согласно обстоятельствам, но Его активности всегда сосредоточены вокруг Сердца.

617. Человек может пребывать в пяти состояниях. Они таковы: 1) джаграт, 2) свата, 3) сушупти, 4) турия, 5) туриятита. Среди них бодрствующим состоянием является джаграт.

В нём джива в аспекте Вишва и Господь в аспекте Вират, пребывающие вместе в восьми лепестках лотоса Сердца, действуют через глаза и наслаждаются новыми удовольствиями от различных объектов при помощи всех чувств, органов и т. п. Пять грубых элементов, которые широко распространены, десять чувств, пять жизненных энергий, четыре внутренние способности, т. е. все эти двадцать четыре основы — все они вместе образуют грубое тело. Это состояние джаграт характеризуется саттва гуной, обо-

334

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

335 значается буквой А и руководится