йога". См. [13].
2 Возможно, речь идёт о книге "Жизнь Рамакришны", на которую часто
ссылается Ромен Роллан в своей одноименной книге, написанной в 1929 году
и впервые изданной на русском языке в 1936 году.
90Беседы с Шри Романой Махарши
Беседы 1937 года
91М. Частица говорит о гигантском творении; в чём же противоречие?
388. Позднее Шри Бхагаван продолжил: Имеется так много
теорий, в Писаниях и научных. Удалось ли им достичь какой-
нибудь законченности? Они этого сделать не могут. Говорят, что
Брахман — тоньше тончайшего, шире широчайшего. Ану [атом] —
бесконечно мал. Он заканчивается в тонком восприятии. Эта тон
кость принадлежит тонкому [сукшма] телу, т. е. уму. По ту сторону
ума находится А т м а н. Поэтому А т м а н тоньше тончайшего.
Теорий творения может быть сколько угодно, и все они простираются наружу. Им не будет предела, поскольку время и пространство не ограничены. Эти теории, однако, присутствуют только в уме, и если вы увидите ум, то превзойдёте время и пространство и осознаете Себя.
Научно или логически творение объясняют, чтобы кого-то удовлетворить. Но есть ли тут какая-либо законченность? Подобные объяснения называют крама-кришти [постепенное творение]. С другой стороны, дришти-сришти [одновременное, или внезапное, творение] есть югапат-сришти. Без того, кто видит, нет объектов видения. Найдите наблюдателя, и творение окажется включённым в него. Зачем оглядываться по сторонам и продолжать объяснение феноменов, которым нет числа?
389. По отношению к подаркам Шри Бхагавану Он заметил:
Почему они приносят подарки? Разве я хочу их? Даже если я от
казываюсь, они мне подарки навязывают. Зачем? Если я прини
маю их, то должен уступать их желаниям. Всё это напоминает
предложение наживки при ловле рыбы. Жаждет ли рыбак накор
мить рыбу? Нет, он страстно хочет есть рыбу.
Свами Локешананда, санньясин, спросил: Что подразумевается под джняной и виджняной?
М. Эти слова могут иметь различный смысл в зависимости от контекста. Джняна=саманья джняна или Чистое сознание. Виджняна=Вишеша джняна. Вишеша может быть: 1) мирской (относительное знание) и 2) трансцендентальной (Само-реали-зация).
Ум для вишеши необходим: он видоизменяет чистоту Абсолютного сознания. Поэтому виджняна представляет интеллект и обо-
лочку, составляющую его, т. е. относительное знание. В этом случае джняна является обыкновенной [саманья], текущей сквозь ви-джняну, самджняну, праджняну, аджняну, мати, дхирти — различные видоизменения знания (смотри Айтарея упанишада,